Газификацию Братска довели до абсурда
Планы меняются
Из источников, близких к правительству Иркутской области стало известно, что министр жилищной политики, энергетики и транспорта Петр Воронин побывал в Москве, чтобы решить вопрос с предоставлением кредита компании «Токссофт» на реализацию проекта установки блочно-модульных котельных в Правобережном округе Братска. По словам источника, инвестор намерен кредитоваться в Газпромбанке на сумму порядка 500 млн рублей. Министр же должен был дать кредитору устные гарантии областного правительства.
Однако в феврале этого года, когда региональные власти одобрили проект москвичей, Петр Воронин говорил, что инвестор будет вкладывать в установку 36 блочно-модульных котельных 90% своих средств. Тогда министр назвал и стоимость проекта - 545 млн рублей.
Сейчас Петр Воронин отказывается обсуждать тему блочно-модульных котельных и не согласился комментировать свою поездку. Поговорить с представителями «Токссофта» об их проекте и его финансировании тоже не удалось. В головном офисе в Москве сообщили, что на этой неделе руководство находится в командировке в столице Приангарья, но ни в иркутском, ни в братском филиалах компании уже который день не отвечают на звонки.
Убытки остаются
Между тем, планы областного министерства ЖКХ и московского инвестора по установке локальных котельных в Братске - то есть газификации жилого сектора - идут вразрез с реальным положением дел. Дело в том, что на Братском месторождении нет промышленных скважин, а действуют всего три опытные, а чтобы организовать подачу газа на блочно-модульные котельные, нужна как раз промышленная добыча. Однако ее нет, потому что жители северного города крайне неохотно переходят на «голубое топливо», из-за чего несет многомиллионные убытки предприятие «Братскэкогаз», которое было создано в 2000 году специально для разработки Братского газоконденсатного месторождения (БГКМ). Генеральный директор компании Иннокентий Спиридонов признал убыточность существующей программы газификации Братска, сообщив, что мощности «Братскэкогаза» из-за отсутствия потребителей загружены всего на 1 %.
«Когда еще только была разработана программа газификации Братска, в ней предполагалась добывать 430 млн куб. метров газа в год с БГКМ, потом объем сократили до 65 млн, в итоге же мы добываем всего 6 млн куб. метров газа в год, - рассказал он. - Мы несем сотни миллионов рублей убытков. Чтобы выйти хотя бы на нулевую рентабельность, нам нужно добывать порядка 200 млн кубометров».
Иннокентий Спиридонов привел пример подвода газа к частным жилым домам. По его словам, на приобретение оборудования, его подключение собственникам нужно выложить порядка 60 тыс. рублей, и не все готовы нести такие затраты.
По словам гендиректора «Братскэкогаза», предприятие выживает за счет финансирования со стороны одного из акционеров - нефтегазовой компании «Итера», которой принадлежит порядка 79 % акций братского предприятия. Остальным 21 % владеет администрация города, но, по признанию Иннокентия Спиридонова, мэрия не вкладывается в «Братскэкогаз».
Копятся сложности
Между тем, «Итера» уже давно собирается продать «Газпрому» лицензию на освоение БГКМ, потому что не в состоянии выполнить лицензионные соглашения из-за нерентабельности разработки. Как рассказал источник на топливно-энергетическом рынке Иркутской области, «Итера» приобретала лицензию на освоение БГКМ в начале 2000-ых годов, у компании была цель занять определенные позиции в Приангарье. Но несколько лет спустя «Итера» оказалась в сложной ситуации: промышленное освоение месторождения должно было начаться в 2008 году, но в связи с тем, что этого не произошло из-за отсутствия потребителей, компании грозил отзыв лицензии.
Однако сворачивание работ на месторождении было невыгодно тогдашним городским властям, превратившим газификацию в амбициозный политический проект. «Итере» ничего не оставалось, как добиться изменения условий лицензионного соглашения, что позволило избежать отзыва лицензии, но наблюдатели заговорили о том, что компании придется продать право на освоение БГКМ «Газпрому» потому, так как газ, который можно добыть, все равно девать некуда. Однако газовый холдинг тогда не был заинтересован в месторождении. Очередная информация о намерениях «Итеры» продать лицензию «Газпрому» появилась осенью прошлого года, но пока эти планы нефтегазовая компания так и не осуществила.
Промышленники открещиваются
Между тем, раскрутить газификацию Братска могли бы промышленные потребители, но, например, еще в 2009 году они дружно заявляли о том, что не готовы к приему «голубого топлива», называя газификацию преждевременной и неактуальной. В Братске были планы проложить с правого берега Ангары от БГКМ трубопровод на левый берег, где находится промышленный узел, но производственники настаивали на том, что газ хорош там, где нет возможности поставить ГЭС или атомную электростанцию. В Братске же есть своя гидроэлектростанция, а рядом тогда строилась Богучанская ГЭС.
Энергетики тогда тоже несколько скептически отнеслись к газификации, но признавали, что понимают перспективность использования газа в будущем. Однако, по их словам, реальность такова, что газу в Сибири придется конкурировать не только с электроэнергией, но и с углем, ведь в Иркутской области цены на газ и уголь практически сопоставимы. По мнению энергетиков, под газ эффективнее строить новые мощности, а не перестраивать существующие угольные, ведь это экономически нецелесообразно.
Мнение энергетиков с тех пор не изменилось. Так, директор ТЭЦ-6 Сергей Коноплев отметил, что газ с одной стороны гораздо удобнее и функциональнее угля. «Ведь уголь - это временные затраты и усилия на его выгрузку, складирование, измельчение, - сказал Сергей Коноплев. - Газ в обращении проще, с них меньше хлопот». С другой стороны, отметил директор ТЭЦ, нецелесообразно затевать реконструкцию тех же теплоисточников, если газ не дешевле угля.
Ситуация открыта
В то же время наблюдатели говорят, что промышленники Братска уже начинают поговаривать о том, чтобы начать использовать газ, однако из всего города пока лишь одна компания разработала реальный проект перехода на газ, но и тот в областном правительстве по непонятным причинам игнорируют. Между тем, вдруг обнаруживается сомнительная компания из Москвы, показатели финансовой деятельности которой никому не известны. Больше никто публично не изъявлял желания работать с газом, что в общем-то и не удивительно: чтобы газифицировать промышленный узел, необходимо вернуться к планам по проведению трубы на левый берег Ангары, а это стоит, по разным оценкам, от 1 до 2 млрд рублей. Понятно, что промышленники вряд ли готовы нести затраты на газификацию, когда уже есть ГЭС и уголь, добыча которого в регионе ежегодно растет. Так, например, компания «Мечел» за первые шесть месяцев этого года нарастила объемы добычи на 7 %, а «Евросибэнерго» за 2011 год добыла на 8,5 % угля больше, чем в 2010-ом.
Более того, у «Газпрома» существует программа реформы электроэнергетики, по которой регионы территориально разделены на те, что преимущественно работают на газе, и те, что используют уголь и энергию воды. Иркутская область в этой градации отнесена к сибирско-дальневосточной группе, где для нужд энергетики используется уголь и энергия воды, поскольку в нашем регионе традиционно используются уголь и колоссальный гидроресурсный потенциал.
Светлана Латынина