«Цените время олимпийцев, оно на вес золота»
Прошедший огни и воды Великой Отечественной, имея юридическое образование и мышление государственного деятеля, Константинов не мог не знать, какое огромное не только спортивное, а политическое значение придавалось Играм. На карте - престиж страны. И Константинов принимает условия большой Игры, от подчиненных требуя того же. Владимир Соловьев, в ту пору государственный тренер по легкой атлетике и правая рука Константинова, хорошо запомнил как Герольд Александрович обсуждал с ним малейшие нюансы. Сильный психологический ход - разработка программного документа на предолимпийский период, в основе которого взаимное принятие договора: ведущие тренеры и спортсмены брали на себя обязательства завоевать олимпийские путевки, а спорткомитет давал гарантии создать для этого все необходимые условия. Ни в одном регионе до такого шага не созрели. Когда процедура подписания закончилась, Константинов взволнованно сказал:
-Сегодня - один из ответственных дней в моей жизни. Все, что от меня зависит, сделаю.
И делал. На каждой рабочей планерке он не переставал повторять своим сотрудникам:
- Когда в спорткомитет приходят кандидаты в олимпийцы, отложите все дела и внимательно отнеситесь к любой просьбе. Цените их время, оно у них на вес золота.
Герольд Александрович имел полную поддержку «серого дома». Сенсационные по тем временам успехи иркутских мастеров шеста вызывали огромный интерес у мировой общественности. В Иркутск зачастили высокие гости. Один из них швейцарец Томас Келлер, очень влиятельная фигура в МОК, не скрывал своего воинствующего отношения к проведению Олимпиады в Москве. Рыбалка и баня на Байкале восхитили его, он даже норовил нырнуть в студеную волну, еле удержали, ограничился легким моционом и через секунду выскочил с округленными глазами.
- Исторический день в моей жизни! - воскликнул швейцарец, - я окунулся в священное озеро.
Но еще большее впечатление произвели база шестовиков и тренировка прыгунов.
«Высший класс, ваши парни просто супер!».
После этого позиция Келлера к московским Играм кардинально изменилась, поездка на Байкал оказалась эффективнее любой агитации. Как и для председателя допинговой комиссии Олимпиады-80 профессора Кельнского университета Манфреда Доннике.
-Гут, гут! - Твердил немец, потрясая большим пальцем правой руки.
С тех пор минуло свыше трех десятков лет. Изменились политические пристрастия, канули в лету истории бойкотов Олимпийских игр в Москве и Лос-Анджелесе (1984 год). Но я твердо убежден, что та стратегия и тактика руководителя иркутского спорта и его окружения сыграли немалую роль в успехе наших атлетов на Играх-80, где спринтер Татьяна Гойшик завоевала золотую медаль, а Константин Волков - серебряную в прыжках с шестом. Добрый опыт не зазорно перенимать. Тем более, что за лондонской Олимпиадой - 2012 последуют зимние Игры - 2014 в Сочи и подготовка к ним потребует не стандартного отношения властей всех уровней.
Павел Кушкин