Музыка жизни, которой учит Левон Азизян
Традиционные способы определения музыкального слуха он
называет профанацией и считает, что людей без музыкальных способностей, редкая патология не в счет, нет вообще и если
человек способен думать, он может понять, почувствовать глубинные мысли и
переживания композитора и передать их в своей игре, сделав переживаниями
собственными. Ведь в нотах об этом ничего не сказано. Ноты – это просто
гармоничное сложение звуков, как цифры они имеют свой язык. Но, понять этот
язык, дано не каждому и музыкальный слух здесь совершенно не причем.
Такова теория Левона Азизяна.
Если кто-то скажет, что директор детской школы искусств №3 города Братска Левон Азизян
учит детей игре на кларнете, то это
будет неправдой. Левон Азизян учит детей
тому, как прожить свою жизнь красиво,
достойно и честно, чтобы не стыдиться себя, своей совести, чтобы душа всегда
пела и дышала полной грудью, а поступки были смелы, тверды и яростны, как бегущие по кларнету пальцы. Играть
яростно и жить яростно, точно также как
живет Левон Азизян.
Он учит не музыке. По его мнению, заниматься музыкой или
учить музыке без цели и смысла глупо. «Для чего нам всем она нужна?» - вот главный вопрос, который любит задавать
себе и людям неутомимый романтик. Он
знает ответ на это вопрос, но жаждет, чтобы его ученики, каждый из них
самостоятельно нашел на него ответ. Он делает из мальчишек не музыкантов, а
выдающихся личностей. Выдающихся не по результатам мастерства в той или иной
области, а выдающихся в смысле человеческом. Он делает из своих учеников
личностей, а не мелко плавающих тварей, которыми сегодня, как убежден педагог,
кишит современный мир.
Ковать настоящую личность из самого разного материала не
просто. Зачастую, как говорит педагог, приходится воздействовать на родителей,
вести огромную и тяжелую работу, чтобы превратить их в союзников. Однако
справедливости ради стоит сказать, что не продвинутый и тупой, как с горечью говорит о современных взрослых
Левон Азизян, родитель вряд ли решиться переступить порог кабинета взыскательного директора и
отдать свое чадо требовательному человеку, который никакую работу не умеет делать плохо, а стало
быть не понимает, почему на подобное способен кто-то другой.
Левон Азизян не просто педагог от Бога. Он работоголик, а
значит, любую работу он делал бы с такой же самоотверженностью, с которой он
учит детей. Но быть работоголиком для того, чтобы называться учителем
недостаточно. Нужно по-настоящему уметь любить детей, потому что они, как говорит
Левон Патваканович, искренние и легко чувствуют фальшь, их мозги не заплыли
жиром, и они еще не испортились и не отупели, как большинство взрослых.
-- Левон Патваканович,
а от чего люди тупеют?
-- От того, что не развиваются умственно и духовно, не
движутся вперед, от эмоциональной глухоты и бесчувственности, от жадности и
эгоизма, от страха любви и ответственности, от того, что выбирают ложные приоритеты и поклоняются мнимым ценностям. Тупость и
эмоциональная глухота, понятия идентичные. Если человек бездарно распорядился
своей жизнью, расплатой ему за это будет его отупление, утрата способности
мыслить. Таких взрослых я называю людьми не первой свежести. Они вызывают
жалость. Поэтому я люблю детей, мне радостно с ними работать, потому что я
знаю, что рядом с ними я никогда не утрачу способность мыслить.
-- Почему Вы учите
только мальчиков? Это какая-то дискриминация!
-- Я мастер игры на кларнете и саксофоне, а это не женские
инструменты. Женщина должна сохранять женственность и оставаться женщиной в
любой ситуации, иначе это еще хуже, чем потеря способности мыслить. Кроме того,
я совсем не знаю, как обращаться с девочками. Они такие беззащитные, могут
заплакать.
--Вы что, шовинист?
-- Нет, я армянин. А в культуре нашего народа женщина
традиционно всегда находилась в зависимости от мужчины, потому что она слабее и
нуждается в защите. Не в том смысле, что она не может работать и поэтому должна
зависеть от мужа, смотреть ему в рот и ни в чем не перечить. Это примитивное и неправильное толкование тех мужчин, которые
стремятся самоутвердиться дешевым и легким способом за счет женщины. Такой
подход безнравственный. В представлении
армянского мужчины ответственность за завтрашний день всегда лежит на нем и поэтому он не
может быть слабым. Женщина дарит мужчине ребенка. Каким он станет, решать
только мужчине. Что вы на меня так смотрите? А, понимаю. Я всегда говорил, что
русские мужчины хорошо устроились. Всю полноту
ответственности за детей сбросили на женщин, а сами занялись другими якобы очень важными делами. Но что может быть
важнее твоего будущего, ведь мужчина продолжается в своем ребенке. Какой же ты
мужчина, если ты даже из своего ребенка
не сделал человека?
Неспособность брать ответственность за семью, жену и свою собственную жизнь превратила большинство русских мужчин в подкаблучников. Поэтому своих учеников я
воспитываю как настоящих мужчин.
-- И Вам это удается?
-- Я не могу знать. Я даю им жизненные установки, прививаю
правильные взгляды и вкусы, формирую им здоровую ауру, умственную, духовную. Я
беззаветно им предан, когда работаю, забываю обо всем, выкладываюсь полностью.
Поэтому я уверен, что они станут личностями, будут стремиться
прожить свою жизнь с пользой, доведут
свое мастерство в любой работе, даже если они и не станут профессиональными музыкантами, до совершенства и будут не только
профессионалами, но и красивыми в духовном смысле людьми. Я не могу быть
полностью в этом уверен и не имею возможности проследить. Только очень глупый человек ни в чем не сомневается. Но
я твердо знаю одно, мои выпускники –
дети особенные. Они отличаются от своих
сверстников особым взглядом на жизнь.
Посмотрите на эти фотографии, разве люди с такими лицами могут быть плохими
отцами или трусами?
-- Нет, не могут. А
что такое в Вашем понимании настоящий мужчина и разве ему не бывает знакомо
чувство страха?
-- В моем
представлении настоящий мужчина не может быть мелочным и суетливым. Он должен
уметь широко мыслить и вести себя солидно. Солидно, это значит ответственно и с
достоинством. Дал слово – разбейся в лепешку, но сделай. Проиграл – достойно
прими поражение. Поэтому своим ученикам
я часто говорю, чтобы они играли музыку солидно, то есть по-мужски. А чувство
страха каждый испытывает. Только сильный
и смелый человек его преодолевает, а слабый, оправдывает им свое
бездействие. Вот я, например, тоже боюсь.
-- Трудно в это
поверить, что же может Вас напугать?
-- Меня пугают масштабы бездуховности и торжество
псевдокультуры. Меня пугает прогрессирующий цинизм общества и безответственность СМИ перед своим народом.
Меня пугают культ потребления и одиночество наших детей, которым так нужны наша
любовь и внимание, а мы им
вместо этого покупаем дорогие машины, квартиры и тряпки, не понимая, что ребенок не станет лучше от того, что мы дадим
ему деньги. Или того хуже, выталкиваем детей на улицы, в подворотни. Почему-то
никто не задумывается, что в наш
последний час все мы перед Богом равны, что богатый, что бедный, и миллиарды долларов туда не заберешь.
Ведь бессмертие не покупается за деньги,
оно даруется только тому, кто оставил
след хоть в одном человеческом сердце.
Меня пугает то, что понятие любви обесценивается. А для чего тогда жить без
любви, без мысли? Мы же превращаемся в червей!
Например, я боюсь, что моя школа может
завтра закрыться, потому что общество деградирует настолько, что скажет, что
она ему не нужна.
-- Знания умножают
печаль. Червям легче жить. Вы никогда не
задумывались над тем, что обрекаете своих учеников на страдания? Им будет очень
тяжело жить, будучи белыми воронами
среди черного подавляющего большинства.
-- Хм… Благодаря страданиям человек становится сильнее, мудрее
и чище. Благодаря страданиям человек остается собой. Ведь не случайно вся
русская литература об этом. Страдания развивают эмоционально, а это очень
важно, потому, что только эмоционально развитый человек способен любить. А
любовь – это все, и боль и радость и надежда. А быть дураком или червем, по
большому счету большое несчастье и весьма скучное занятие. Поэтому тот, кто
страдал, тот и знает цену настоящему счастью.
Левон Азизян родился в небольшой армянской деревне. Не сказать, чтобы это была
совсем глухая деревушка, но музыкальной школы там не было. Мама у Левона,
вопреки расхожим штампам об армянских женщинах, женщина целеустремленная и упрямая. Она отвезла
маленького Левона в музыкальную школу в Ереван, где ей сказали, что у мальчика
нет никаких музыкальных способностей, и отказались его принять. Тогда она
настояла на том, чтобы в деревушке
открыли класс аккордеона, а затем и музыкальную школу, где учили только
игре на аккордеоне. Это все, что она могла сделать для своего сына. А мальчик с
детства мечтал о кларнете. Свой первый немецкий кларнет, купленный в Москве,
Левон получил в подарок от своего отца,
когда учился в университете на факультете прикладной математики. После
окончания университета по подложным документам он поступил в музыкальное
училище, а затем и в ереванскую консерваторию. Он мечтал стать
дирижером симфонического оркестра, но его мечтам не суждено было сбыться. 26
летнему Азизяну в Москве сказали, что учиться на дирижера ему слишком поздно.
Тогда Левон Азизян дал себе слово, что отомстит судьбе. Его
месть состояла в следующем: создать в
провинции музыкальную школу, которая бы
дала возможность провинциальным детям учиться музыке ничуть не хуже столичных.
И не просто учиться, а довиваться успехов и всемирного признания. Своей
«гнусной», как говорит эпатажный педагог цели, он добился. «Если бы в моей
деревне была такая же школа, моя жизнь сложилась бы иначе», -- говорит Левон
Азизян. Однако талантливому педагогу не стоит
сокрушаться по несбывшимся мечтам. Его ученики воплотят их в жизнь за
него.
Светлана Батутене