Другой мир деловой женщины
- Диана, ваша галерея появилась всего полгода назад, однако,
насколько известно, собирать коллекцию произведений искусства Вы начали давно.
С чего все начиналось?
- Все началось с картины, которую мы с мужем приобрели в
Венеции, когда совершили первое путешествие в эту страну. Это было лет 12-13
назад. Тогда мы купили несколько картин - совершенно «панельные» работы,
пишущиеся за пять минут. Тем не менее, нам показалось, что это может быть лучший
сувенир, чем любые другие. И так сначала была приобретена одна картина, потом
вторая, третья. Я всегда считала: ничто не случается просто так. Видимо, и
покупка именно этой картины, как сувенира, оказалась неслучайной.
Потом к таким простеньким вещам добавились более серьезные,
коллекция стала расти. Когда я последний
раз считала работы, их было около трехсот. И это не менее полугода назад. С тех
пор прошло много выставок, событий. Я думаю, что не менее, чем на сто работ в
нашей коллекции прибавилось.
- Но когда-то Вы признавались, что даже не вынашиваете мысли
открыть галерею. И все-таки это случилось. Как пришли к этому решению?
- Так получается, что только задумаешь что-либо, а оно уже
состоялось. Мне кажется, это говорит о том, что всему свое время, для всего
нужно созреть, и если все складывается правильно, значит, действительно настало
время серьезно этим заниматься. И три, и пять лет назад я категорически
отрицала идею открытия галереи, поскольку не видела в этом смысла. Иркутск,
конечно, не фонтанирует событиями в мире искусства, тем не менее, мне казалось,
что, например, Союз художников прекрасно работает, организует массу интересных
вещей и полностью справляется со своей задачей.
Кстати, многие коллекционеры, в том числе иркутские, говорят:
«Ты, конечно, молодец, но зачем тебе это надо? Это же твои картины, неужели их
не жалко? Выставляешь, куда-то возишь, а их там побьют, рамы поломают, картины
порвут». А я ощущаю потребность духовного развития, и считаю, что произведения
искусства меня обогащают, делают жизнь более интересной, разнообразной. Плюс ко
всему здесь такая тайна скрыта. Удивительно, как все то, что художники
изображают в своих произведениях, приходит им в голову?
- Галерею Dias называют новым домом современного искусства.
Произведения каких авторов, направлений, стилей Вы представляете?
- Живопись, скульптура, бурятские ювелирные украшения, куклы.
Авторы разного возраста, но все наши современники. У нас есть молодые художники
- не так давно мы провели выставку Алексея Рютина и Степана Шоболова. Очень
интересные мастера. Костяк коллекции, конечно, составляют сибирские авторы.
Среди них такие как, Тарасик, Погребной, Урбановский, Ушаков, Кузьмин, Жилин,
Лобарева, Дурасов. Авторов много. Перечисляя их, боюсь, что кого-то выделю, а
кого-то не выделю, получится, что забуду или люблю меньше. На самом деле это не
так. Но все-таки коллекция начиналась с трех авторов: Урбановский, Тарасик,
Погребной. Так сложилось, что эти авторы на сегодняшний день максимально широко
представлены только у меня. Иркутские музеи не имеют их произведений в силу
того, что в 90-х – начале 2000-х годов были не в состоянии приобретать какие-то
произведения искусства. И в данном случае речь идет уже не только об иркутских
музеях.
К этим именам добавилось еще несколько. Я думаю, что у меня
только сегодня более четко сформировался вкус, я люблю и классические вещи, и
новый, можно сказать, фантазийный стиль. Не очень понимаю авангард, а вот
классика - это то, что мне максимально
интересно.
- Как знакомитесь с художниками, находите друг друга?
- По-разному. Кто-то сам к нам приходит, кого-то кто-то
приводит, кого-то я ищу целенаправленно. Сейчас, это например, мастера
кукольного искусства. В Иркутске живут авторы, у которых есть потенциал, и я
готова с ними работать, вкладывать в них средства для того, чтобы они
развивались. По большому счету, почти все наши мастера-кукольники, за редким
исключением, самоучки.
- А зарубежные авторы в Вашей коллекции представлены?
- Во-первых, не стоит забывать, что галерея работает всего
полгода. Во-вторых, мне главным образом интересны сибирские авторы. Конечно,
есть цель, и мы будет выходить на зарубежные рынки, сейчас как раз
устанавливаются необходимые контакты. Там, где я бываю, всегда стараюсь
встретиться с людьми, которые занимаются искусством, имеют галереи. Пока же установлены
контакты с Москвой. Мы провели совместную выставку с «Галереей «Khankhalaev», также нашими художниками
заинтересовалась галерея «Алые паруса».
- Наверное, галерейное дело для Вас – это хобби?
- Безусловно. Это
реализация моих возможностей, навыков и умений. Я долгие годы чему-то училась,
организовывала разные бизнесы. И сегодня созданные бизнесы какое-то время вполне
могут существовать без меня. Высвободившееся время мне хочется направить туда,
куда я считаю правильным. Мой младший ребенок первые выставки посещал без всякого
интереса, хотя, конечно, у нас в доме все стены завешаны картинами - хорошими,
правильными, важными, картинами, без которых я не могу жить, но он воспринимал
это как должное. Посетив несколько выставок, он стал разбираться, понимать
художников, у него появились свои предпочтения. Я считаю, что должна сделать
для развития ребенка все, что в моих силах. Возможно, не так много могу, но у
меня тоже есть определенные возможности, и я постараюсь сделать так, чтобы те
дети, которые находятся вокруг меня, не были далеки от искусства.
- Вы сказали, что в Вашей жизни есть картины, без которых не
можете жить. Что это за картины?
- Не могу сказать, что это все картины, находящиеся в коллекции,
но, наверное, не меньше половины. Эти картины я никогда не продам. Если
говорить об авторах, то это опять же та самая тройка Урбановский – Погребной –
Тарасик. Их произведения однозначно не продаются. К ним не так давно добавилась
Вероника Лобарева. Есть пара работ Алексея Дурасова, которые я тоже никогда не
продам. Это картины, которые трогают меня до глубины души.
У каждого человека есть свои предпочтения и потайные уголки
души, в которые никого не хочется пускать. И вот эти картины запрятаны в таком
уголке, и публичности не подлежат, по крайней мере, до того времени, пока я
духовно не напитаюсь ими. И только после этого я покажу их всему остальному
миру, ведь картина должна жить, а жить она будет только тогда, когда находится
на обозрении, либо, когда с нею общаются. Если произведение висит на стене, и
никто на него не обращает внимания, оно постепенно угасает и умирает. Я считаю,
что картины – это живые вещи, с которыми можно общаться, им нужно внимание и
некоторая публичность.
-Чем картина Вас может покорить?
- Невозможно объяснить. Когда организовывали выставку
Вероники Лобаревой, сначала у меня был список работ с фотографиями. И среди них
я увидела снимок картины, которая меня поразила. Хотя, казалось бы, что может
передать фото, причем нецветное и маленького размера? Совершенно ничего. Но, тем
не менее, оно меня зацепило. Когда мы стали создавать экспозицию, я убедилась в
том, что первые впечатления правильны. Я схватила эту картину, и ее никто не
видел. И никто не увидит еще какое-то время, потому что она сейчас нужна мне. А
потом я покажу ее всем остальным. С одной стороны, эта картина не представляет
из себя ничего особенного: в граненом стакане стоит немного увядший букетик
незабудок. Зеленоватая вода говорит о том, что цветы в ней стоят не первый день.
Вроде картина настолько проста, но сколько в ней души!
- Коллекционировать и выставлять произведения искусства для
Вас хобби, но наверняка, открывая галерею, Вы ставили перед собой и другие
задачи?
- Когда галерея открывалась, задачи было две: улучшение
качества жизни художника - это первое, через популяризацию искусства - второе.
Мне, как человеку, имеющему, скажем так, более и или менее стабильный бизнес, не
очень приятно и неловко, что люди талантливые, заслуживающие более лучшей
жизни, живут на грани бедности. В Иркутске и далеко за его пределами нет арт-рынка.
Отношения между галерей, покупателем и продавцом, то есть художником, в корне неправильны.
Нынешние коллекционеры покупают произведения хаотично.
Я знаю людей, у которых коллекции хоть как-то
систематизированы, а в основном коллекционеры-любители покупают, основываясь на
принципе «нравится – не нравится». В целом это нормально, но такое положение
дел не позволяет художнику развиваться. Если бы коллекции составлялись систематизировано,
и галереи бы занимались художниками целенаправленно, то рынок был бы менее
хаотичным. Например, в Москве художники работают напрямую с галереями, которые выполняют
роль посредников. Непосредственно на зрителя художник не выходит, потому что
должен творить, а галерея - его развивать. У нас пока такого нет, и я пытаюсь
изменить это положение.
Конечно, я не обладаю такими возможностями, как например,
Управление культуры города Иркутска, и то, что я сейчас пытаюсь сделать –
крайне трудное дело. Сегодня я не могу обеспечить всему пулу художников
достойную жизнь. Поэтому художники сами ищут покупателей, а значит, страдает
галерея. Но я уверена, что есть художники, которые в меня верят, ведь за эти
полгода я достаточно много сделала, чтобы показать чистоту своих намерений. Об
этом говорит и количество, и качество организованных выставок, плюс,
естественно, продажи.
- Почему в Москве удалось выстроить отношения между
художником, галерей и покупателем, а в Иркутске нет?
- Москва – это мегаполис и прямой выход на Европу и Америку,
то есть цивилизованные рынки. Те, кому посчастливилось состояться в столице,
имеют возможность оказаться среди художников, которые продаются на Christie's, Sotheby's и т.д. Мы очень далеко,
у нас очень мало людей и еще меньше тех, кто готов отдать серьезные деньги и при
этом понимает, почему должен сделать это. И мое дело объяснить, зачем нужно
купить ту или иную картину, вкладывать средства в искусство. Объяснить так, чтобы человек
почувствовал сердцем необходимость приобрести произведение искусства.
Я не зову всех броситься скупать художников, но призываю
развиваться. Ведь нас развивает чтение книг, просмотр фильмов. Живопись – это
что, нас обогащает надолго. То, что сегодня вкладывается в предметы искусства, будет
жить с нами не один день. Люди, которые приобретают, скажем, пейзажи, Байкал,
например, повесили картину, и, может быть, не будут ездить на Байкал часто, а
озеро всегда будет с ними. И человек живет с Байкалом, с этой водой, чистотой, красотой.
- Напоследок поделитесь планами на ближайшее время.
- Если говорить о подтвержденных планах, то в сентябре
откроется выставка в иркутском художественном музее в рамках проекта «Художник.
Коллекционер. Зритель». Она уже готовится, работа идет в плотном графике, поскольку
представлять галерею в музее очень почетно и сложно. Когда выставляется
художник в музее, он представляет себя и свое творчество, показывает развитие.
А галерея должна достойнейшим образом представить лучшее в искусстве. А чтобы
отобрать это лучшее, необходимо провести очень серьезную работу. Также планируется
проведение семинаров о роли искусства в современном мире, читать их будут
ведущие искусствоведы России. Ожидается ряд выездных выставок, в том числе участие
в московских мероприятиях, на некоторые из них уже получены приглашения
Светлана
Латынина