Иркутская Эдит
Кто ж мог подумать, что через несколько
минут нас вожмет в эти кресла волной обжигающего шока, вожмет, как во время
стремительного взлета на сверхзвуковом лайнере. И унесет далеко от погожего
вечера и утех эстетствующих театралов. И перед нашим взором, - нет, прямо по
нашим нервам, по зачарованным сердцам, - промчится ослепительная звезда Эдит
Пиаф, пульсирующая, живая, настоящая! Сто минут, маленькая сцена, лаконичный
реквизит, два актера. Свет, музыка, голос. Девять песен Эдит Пиаф - и вся ее
судьба, стремительная, как бегство от безопасности. Ее страсть, ее боль, ее
упоительное счастье великой актрисы!
Спектакль
«Кольцо для Эдит» на камерной сцене драмтеатра им. Охлопкова впервые был
показан в День театра, 27 марта. Последнее представление назначено на 16 июня.
Успех оглушительный. Аншлаги. Уже в апреле до конца сезона раскуплены все
места. Зрители приходят в надежде на «лишний билетик». Но отказных билетиков
нет. Публика выходит со спектакля, немая от потрясения, со слезами восторга в
глазах. Многим не верится в реальность пережитого. Люди снова заглядывают в
программку и спрашивают друг у друга: «Что это за артистка Елена Киселева?» «Из
«Пилигримов,» - отвечают сведущие. Но кто на самом деле знает, откуда является
талант…
Мы
встретились с Еленой и ее мужем Антоном Кодкиным, автором пьесы «Кольцо для
Эдит», в уютном холле гостиницы «Сайен». Лена действительно похожа на Пиаф.
Прежде всего, поразительным контрастом миниатюрного, воробьиного облика,
трогательной хрупкостью внешней и недюжинным масштабом дарования, цельностью и
силой характера, способного, как тугая пружина, сконцентрировать все свои
ресурсы без остатка на достижение цели, которая в данный момент, здесь и
сейчас, превыше всего. И еще, в ней чувствуется та же безраздельная, страстная
захваченность сценой, с какою жила и пела ее бессмертная героиня. На вопрос:
- Вы, наверное, чувствуете себя
опустошенной после такого мощного извержения творческих сил, как ваша Эдит? –
она, несколько удивившись, искренне признается:
-
Что Вы, я чувствую, что, могла бы, наверно, взлететь! У меня такой подъем! Мне
мало тех ста минут, что вот только что кончились. Это счастье.
Иркутянка
Елена Киселева росла без родителей. Ее опекала двоюродная сестра матери, а
первые уроки пения девочке, чьи нерядовые способности проявились очень рано,
преподали в областном интернате музыкантских воспитанников. Потом Лена
поступила в Иркутское музыкальное училище, где занималась у замечательного
педагога Нины Владимировны Мищенко. Нина Владимировна предложила шестнадцатилетней
студентке попробовать петь в самобытном музыкальном коллективе «Пилигримы».
Здесь с первых же репетиций она была замечена лидером труппы Владимиром
Соколовым, чье дирижерское мастерство подарило сцене немало ярких имен. Лена
стала солировать, вырастая в искушенную вокалистку и актрису редкого
темперамента. Когда в Иркутск на вечер памяти Владимира Высоцкого в театре
«Пилигримов» приехал Борис Хмельницкий в 2004 году, и когда Лена спела одну из
самых впечатляющих песен Владимира Соколова «Молитва», - звезда Таганки был
ошеломлен и покорен ее исполнением. «Вот кого надо на Евровидение посылать!» - сказал
Борис Алексеевич с некоторой досадой. Ему
ли было не знать, как далека тернистая стезя подлинного таланта от пыльной
столбовой дороги шоу-бизнеса.
В
2002 году в «Пилигримах» состоялась феерическая премьера спектакля «Эдит Пиаф».
В главной роли – Елена Киселева. Пьесу написал иркутский драматург Юрий
Каплуненко на основе воспоминаний сводной сестры Эдит Пиаф Симоны Берто. В спектакле
звучало семь самых знаменитых песен французской звезды шансона. Эта работа
стала для Лены необыкновенно дорога и значима. Может быть, как раз в силу
некоего сходства человеческих архетипов героини и исполнительницы. Когда «Эдит
Пиаф» в «Пилигримах» отзвучала, Лену пригласил на эту роль в Хабаровск режиссер
Николай Елесин, который заново поставил пьесу Каплуненко. Шесть спектаклей в
Хабаровском академическом театре были сыграны с блеском. Жители
дальневосточного краевого центра говорили, что давно не испытывали подобного
катарсиса. На последнем представлении все проходы в большом театральном зале
были заполнены приставными стульями. Публика прощалась с чудом.
В
2006 году иркутская Эдит пела со сцены театра юного зрителя им. Вампилова. Это
была уже новая пьеса «Я ни о чем не жалею», которую на основе мемуаров самой
Пиаф написал Антон Кодкин. И наконец, после томительного для певицы перерыва,
состоялась счастливая премьера в драмтеатре. Теперь уже, вновь переработанный
автором, окрепший и созревший образ ожил с новой силой и небывалой искренностью.
Стартовавший в День театра спектакль
«Кольцо для Эдит» ознаменовал собой и сценическое рождение нового коллектива –
творческого объединения «Три четверти».
-
«Три четверти» - это и ритм вальса, и наиболее удачный ракурс портрета, -
рассуждают Лена и Антон. – Хороший размер, окрыляющий. А вот человек в нашей
маленькой команде четверо. Кроме нас, это Роман Звонков – замечательный актер,
исполнитель ролей мужского плана в нашем спектакле, и помощник режиссера, она
же директор, администратор и импресарио в одном лице – Диана Козулина.
-
Пока мы всем своим объединением помещаемся в небольшой автомобиль, - добавляет
Антон. –Всем составом, реквизитом, костюмами, аппаратурой. Но планы у нас
большие. Хочется свободного поиска, новых работ. К осени готовим новую
премьеру. Это будет что-то вроде легенды, а, может, и притчи о вечном выборе
между меркантильным успехом и живой жизнью души.
- Спектакль, конечно, будет
музыкальным?
-
Безусловно. Музыка Лены, аранжировка Сергея Атлашкина.
- Лена, Вы пишете музыку?
-
Оказалось, что пишу. Мне помог поверить в свои силы Антон. Я когда-то еще в
интернате написала «Элегию» на конкурс сочинительства и даже заняла какое-то
призовое место, а потом никогда не пыталась мелодировать. Антон убедил меня
попробовать. Первую песню мы написали еще для хабаровских гастролей. Антон
сочинил стихи. Теперь уже совместно создаем новое сценическое полотно. Работа
захватывает, мы вдохновляем и подгоняем друг друга. Все время идет плодотворный
обмен идеями. Работаем с жадностью, с азартом, с огромным удовольствием.
Помните, Эдит говорит в нашей пьесе: «Я самая счастливая женщина!» Если б Вы
знали, с какой радостью мне даются эти слова! Потому что я именно так себя
чувствую. С Антоном у меня жизнь совсем не такая, какая была до него. Он для
меня пишет… Да, мне кажется, он для меня живет! –
-
Я просто очень дорожу ею, - объясняет супруг и режиссер. – Я тоже до Лены был
совсем другим. Ко многому в жизни относился легко и не очень ответственно.
Дожив до тридцати пяти, вообще, подозревал уже, что главной встречи в моей
жизни, наверное, не случится. Но вот случилась, произошла. Теперь уже с
уверенностью можно сказать, что наш дуэт состоялся. Мы седьмой год вместе, в
прошлом году в ноябре у нас была волшебная свадьба. В лесу, в кафе «Прага».
Были все наши творческие друзья, наши дети – моя дочка Саша и сын Лены Максим.
Была музыка, которую Лена написала, свечи. И в какой-то, особенно романтический
момент, мы выключили в кафе свет – и за огромными стеклянными окнами хлопьями
пошел плавный, лебяжий, космический снег… Как благословение…
Антон
Кодкин – по профессии кинодокументалист, сын известного иркутского
тележурналиста Владимира Кодкина. Много снимал с «Байкальской экологической
волной», работал с Гринписом России, лауреат международного кинофестиваля в
Дании, автор удачного фильма о Туве. С театром «Пилигримы» его связывали
партнерские отношения на проектах съемок. Так он узнал Лену. Чтобы также, как
герой его пьесы, журналист Ф.П., почувствовать, какая это редкая милость судьбы
и в то же время огромная ответственность - встретить столь яркую женщину, такую
богатую личность.
- Лена, скажите, как Вы работали над
текстами песен, над французским языком?
-
Дословных переводов я не знаю. Хотя, о чем песня, мне понятно. Меня
консультировала специалист по французскому. Но первое время я просто слушала
записи, писала транскрипцию и учила. Главное, чтобы в каждую песню была
привнесена эмоция из живой жизни, чтобы в ней звучала правда сердца.
- О, это Вам удалось.
-
Спасибо.
- А специальной работы над пластикой
Пиаф тоже не было? Вы пытались буквально копировать ее движения, пока это не
станет частью Вас?
-
Нет, я не репетировала так формально. Просто я много слушала Эдит, много
смотрела, проникалась ее артистизмом. Так родился этот образ. Для меня он –
родной. Если зрителям он кажется интересным, волнующим, - я очень рада.
- Меня поразила огромная самоотдача, с
какой Вы проживаете спектакль.
-
А разве может быть иначе? Я никогда не понимала людей (такие встречаются),
которые ходят в театр просто на работу, на поденщину. Зачем тогда и быть
артистом, зачем петь? Если ты выбираешь роль функционера, то надо уходить из
творческой профессии.
- Вы максималистка.
-
Это совершенно верно, - соглашается Антон. – Вообще у Лены обостренное чувство
справедливости и абсолютное неприятие фальши.
- С ней, наверное, непросто?
-
С ней всегда интересно. А в быту она просто находка. Прекрасная хозяйка, любит
и умеет создавать уют. Разводит цветы, у нее руки, что называется, палку ткнет
– и та цветет. Я впервые в жизни увидел, что прямо дома зацвели орхидеи! А как
Лена готовит! Мои друзья ни за что не уйдут, пока не съедят все до крошечки.
Сейчас вот она «подсела» на рецепты Юлии Высоцкой. Мой друг детства Дима Быков
совершенно поражен был итальянским блюдом под названием «брускетто», например.
-
Скоро нам привезут ящики для балконов (у нас их два), я высажу цветы на улицу,
все саженцы уже ждут посадки. В этом году я намеренно приобрела рассаду с
тонкими ароматами: базилик, удивительные циннии «Пурпурная ночь». Будем летом
пить чай в своем маленьком «саду».
- Хочется пожелать счастливой
сценической судьбы вашему спектаклю.
-
Да, это ведь огромный коллективный труд, когда успех зависит от усилий всех
участников проекта, - говорит Лена. - Мы очень рады, что с нами в команде
тонкий опытный профессионал Роман Звонков. Очень много вложил в звучание песен аранжировщик
Александр Шуберт, который каждый инструмент прописывал на компьютере, потом
совмещал все это, оживлял. Большую благодарность хотим выразить директору
театра им. Охлопкова Анатолию Андреевичу Стрельцову, который поверил в нашу
пьесу. В театре нас встретили очень дружески, во всем помогли. Но особое
спасибо – звукорежиссерам Сергею Антонову и Евгению Чекулаеву. С любовью и
вдумчиво работает художник по свету Евгений Цераниди. В общем, как-то удачно
сложилось сотрудничество всех, кто работал над «Кольцом для Эдит». Когда в дело
вкладываешься от души, тогда и может что-то получиться стоящее.
-
А я все-таки с каким-то внутренним подозрением отношусь к нашему успеху, -
скептически замечает Антон.
-
А я безо всяких подозрений, - парирует Лена. – Я просто радуюсь от всего
сердца. Потому что каждая встреча со зрителем превращается в большое взаимное
счастье! Что еще нужно? Хочется творить, работать, петь!
Марина Рыбак
Фото Марка Рыбака