Субботние свечи ребе Аарона
- Любовь – очень большое, емкое слово, - добавил мой визави. – В ней содержится много других прекрасных понятий. Здесь и сердечность, и доверие, и оптимизм, благодарность, надежда и смирение.
Седьмой год служит в иркутской синагоге молодой раввин Аарон Вагнер. Он приехал в наш город в 2003 году. До этого он был директором областной еврейской общины в Донецке. Как сам признается, не ожидал увидеть себя раввином. Но руководство ФЕОР (Федерация еврейских общин России) рассудило иначе. Начинающему духовному наставнику предложили возглавить общину в Алма-Ате или Иркутске. Он остановил свой выбор на издавна крупнейшем еврейском центре в Сибири. И очень рад, что поступил именно так.
– Иркутск мне дорог, это уютный, интеллигентный город,
где живут искренние радушные люди. Здесь состоялось мое служение, многое
удалось уже сделать и многое еще предстоит, здесь рождаются мои дети.
Теперь уже с полным правом я могу назвать Иркутск своим родным городом, наряду
с Иерусалимом, - говорит ребе Аарон.
Сегодня, когда иркутская еврейская община, как и все евреи планеты, празднует Пейсах – великое памятование Исхода из египетского рабства, за считанные дни до своего 33-летия, раввин Иркутска и Иркутской области Аарон Вагнер – наш гость и собеседник.
Его родители, потомственные москвичи, уехали из СССР в начале семидесятых. Прадед по отцовской линии, в честь которого позднее назвали Аарона, некогда приехал в Москву из Бердичева. Мать и отец нашего героя подружились еще в школьные годы. Семья отца была религиозной, соблюдала национальные духовные традиции, а семья мамы – коммунистической, идеологически очень советской.
Когда юноша и девушка решили заключить брак не только в ЗАГСе, но и в синагоге, по всем канонам веры, конечно, родители невесты были обескуражены. И, тем не менее, настоящая еврейская свадьба состоялась. А потом молодые активно включились в бурное движение еврейской молодежи, посещали синагогу, изучали иврит и традиции народа, хлопотали об отъезде в Израиль.
- В то время мой
отец дважды был помещен в психбольницу. Поводом стало его участие во встречах с
представителем ООН по правам человека и делегацией еврейских общин США. Идейные
санитары советской страны решили, что стоит проверить, насколько молодой
человек вменяем. Время показало, что он был совершенно «в себе»: все его дети
стали достойными людьми и живут в согласии со Всевышним. А Советская страна
перестала существовать.
- Вы сказали: «все
его дети». Я слышала, вас много.
- Детей много не
бывает. Слышали ли вы когда-нибудь, чтобы богатый сказал: «У меня слишком много
денег, уже достаточно!». А о детях тем более нельзя так говорить. Нас у
родителей семеро: три сына и четыре дочери. Вот старшая сестра сейчас гостит у
меня на Пейсах. У мамы с папой уже семнадцать внуков, скоро родится
восемнадцатый.
И отец с радостью
говорит: «Это еще не вечер, ребята, не останавливайтесь на достигнутом!» Потому
что дети – это реальное достижение, это настоящее богатство, это будущее. У
меня пока трое. Первенец Мендель родился в Москве, хотя мы уже жили в Иркутске.
А двое других – Хая и Меер - родились уже в этом городе. Я этому рад, значит мы
породнились.
Сам Аарон родился в Иерусалиме в апреле 1977 года и рос, по его собственным словам, в настоящей еврейской семье, где царила атмосфера осознанной и глубокой религиозной жизни. С трех лет он посещал хедер – специальную духовную школу. С того возраста, когда у нас обычно дети становятся школьниками, религиозные предметы в хедере начинают преобладать. Им отводится время с раннего утра часов до четырех пополудни, и лишь потом изучаются общие дисциплины, такие как математика, языки, естествознание.
Его отец на земле обетованной стал работать в издательстве «ШАМИР», где печатались книги для русскоязычных евреев, сотрудничал как журналист с несколькими газетами, публикуя статьи о религиозных традициях Израиля. Много помогал приехавшим из России. Всегда получал от работы огромное удовольствия, никогда не упоминал об усталости. В доме, вместе с детьми, появлялись все новые и новые книги, семейная библиотека насчитывала тысячи томов.
В 1987 году Зееф Вагнер вновь приехал в Москву на международную книжную ярмарку ВДНХ с делегацией от «ШАМИР». В нашей стране тогда начиналась перестройка, был объявлен плюрализм и провозглашены свободы. Появилась возможность нести знание об иудаизме советским евреям, в большинстве своем совсем оторванным от национальных корней. Сегодня Зееф Вагнер – один из руководителей Федерации еврейских общин России, он отвечает за вопросы образования и просвещения. Часто бывает у нас в Иркутске, навещая семью сына и поддерживая его служение.
Его сын Аарон учился в Вашингтоне, в центре ХАББАД – всемирного движения любавичских хасидов (Любавичи – местечко в Белоруссии, родина их духовного лидера Менахема Менделя Шнеерсона). Перед вступлением на поприще раввината, как и принято, сдавал сложнейшие экзамены. Начало пути духовного наставника общины в Иркутске было отмечено трудностями. Приехав в восточносибирскую столицу, ребе Аарон встретил здесь, как сам выразился, «очень развитую еврейскую жизнь».
Община нашего края имеет богатую историю, она всегда была многочисленна и активна. Достаточно сказать, что доблестное иркутское купечество на 60% было еврейским. Среди купцов первой гильдии евреи составляли 80%. Богатые предприимчивые евреи во многом определили даже сам облик города. И сегодня наиболее красивыми историческими памятниками областной центр обязан им.
Это Дом Кузнеца, дом_Файнберга (бывшее здание библиотеки Молчанова-Сибирского у центрального рынка), магазины купца и благотворителя Кальмеера (магазин «Лена», швейная фабрика «ВИД»), «Сапожок» Марии Цукасовой, первая иркутская типография на улице Карла Маркса и многие другие постройки. К таким памятникам относится и здание синагоги, построенное архитектором Ключевским. Иркутскую синагогу можно найти в Интернете под грифом «чудеса России».
Она примечательна оригинальной архитектурной пластикой, но еще больше славна как старейшая в отечестве, ей в прошлом году исполнилось 130 лет. И это одна из немногих синагог, что не были закрыты даже в самые суровые дни советского тоталитаризма, работала после революции, и в годы войны, и в последующие годы до настоящего времени. Сами по себе эти факты – свидетельство высокой толерантности наших земляков во все времена, их веротерпимости и отсутствия национальных предрассудков.
Однако, когда новый раввин прибыл к месту служения, он обнаружил раскол в самих евреях. Здесь за место под сводом синагоги ревновали две общины. Собственно, сейчас во всей России две еврейские организации: ФЕОР, созданный в 1999 году, и КЕРООР (Конгресс еврейских общин и организаций России), который на восемь лет старше. В тонкостях их позиций и разногласий нам разбираться недосуг. Но примем к сведению, что с приездом нового ребе раздробленность в Иркутске была преодолена, региональное еврейство объединилось под знаменем ФЕОРа.
- Мне непросто,
конечно, было убедить людей в необходимости такого шага. Я на тот момент был
для них человек сторонний, приехавший издалека, с другой ментальностью, с
иностранным акцентом, одним словом чужак, который явился, откуда ни возьмись и
вдруг вмешивается в местную ситуацию. Но если ты стремишься к правильному
результату, тебе обязательно поможет Бог.
Красная нить
иудейской веры – идея единства народа. Именно символом такого незыблемого
единства всех евреев, где бы они ни жили, является Тора, которую, буква в
букву, глава за главой, по субботам читают во всех синагогах. Как же можем мы,
потомки Авраама, живущие в одном городе, в одном регионе, оставаться
разобщенными, - говорил я. И народ решил объединиться, а я как представитель
ФЕОРа пообещал найти деньги на обновление синагоги, которая не знала
капитального ремонта со дней своего открытия.
- Это обещание
оказалось нелегко выполнить. Ведь летом 2004 года синагога была, по сути,
уничтожена пожаром, выгорев дотла, остались одни внешние стены.
- Да, последний
пожар не пощадил ничего. Он вынудил общину впервые за ее историю оставить свой
дом. Чтобы открыть вновь отстроенную, восстановленную синагогу, потребовался
огромный труд и помощь сотен людей. Все сделали на пожертвования, общая сумма
затрат составила 70 миллионов рублей, из них – ни рубля бюджетных денег, хотя
обещаний было много, иркутские губернаторы один за другим раздавали их легко и
щедро.
У власти есть
прекрасная возможность приложить руку к реставрации фасада нашего здания, к
благоустройству прилегающей территории. Наверное, это уместно было бы в
преддверии большого юбилея Иркутска. Синагога как памятник архитектуры и
истории могла бы украсить городской центр. Мы же все деньги вкладываем в
«начинку» нашего общего дома, в удобство, комфорт и в те многочисленные
программы, которые здесь работают для людей. Это, мы считаем, важнее внешней
парадности.
- Расскажите,
какие это программы.
- Синагога – это не
храм, хотя и дом молитвы. На иврите она называется «дом собраний». Это, в
широком смысле слова, общинный центр, место, где евреи должны хорошо
чувствовать себя вместе, общаться, учиться, следовать традициям, развиваться и
богатеть душой. Поэтому наши программы так разнообразны.
Помимо исключительно
религиозных занятий, здесь много других направлений. У нас великолепный
компьютерный класс, которому можно позавидовать. Здесь обучаются дети,
занимается юношество, люди зрелого возраста и даже старики. Бабушки, которым по
88 лет, завели себе е-мейлы, выходят в Интернет.
У них нет больше
времени ходить по поликлиникам и жаловаться на недуги. Они приходят к нам и
чувствуют в себе жизнь и здоровье. Два раза в неделю проводится оздоровительная
гимнастика для пожилых женщин. Раз в неделю собирается клуб пожилого
человека, чтобы поучаствовать в тематических беседах.
Например, об
эффективной косметике для «золотого возраста». Или послушать лекции, такие, как
«Евреи - Герои Советского Союза». Или вместе сходить в музей, театр,
отпраздновать чей-то юбилей. Можно прийти на консультацию к психологу, он
принимает дважды в месяц. Многие старики – завсегдатаи шахматного клуба.
Старушки поют в хоре «Истер».
Мы много внимания
уделяем именно пожилым людям. Старость не должна быть безрадостной. Пусть
старики согреваются сердцем в стенах общинного дома, находят здесь товарищей и
собеседников. Тогда им реже придется ходить по врачам, обращаться в центры
соцзащиты, пенсионные фонда и прочие конторы. Реже сетовать на тяготы, чаще
умножать радость – вот рецепт для золотого поколения.
- А что есть для
молодых?
- Уроки традиций,
клуб студентов, бильярдный клуб, богатая библиотека книг о еврейской жизни.
- А для детей?
- Воскресная школа.
В отличие от христианской, она не религиозного содержания. Здесь ребятишки учат
иврит, национальные традиции, лепят из глины, играют в шахматы, учат
английский, готовятся к школе. Скоро, 1 сентября в нынешнем году, мы откроем
первый в Иркутске еврейский детский садик.
Он находится через два дома от синагоги, на углу улиц Карла Либкнехта и Дзержинского. В этом доме жил Герой Советского Союза Хейфец, участник войны с фашизмом. Для нас это очень символично и свято. Мы вложили в ремонт садика 5 миллионов рублей. Потребуются еще деньги. Это будет обычное дошкольное учреждение плюс немножко изучение иврита и