Борис Говорин: Я должен был защитить и накормить людей
В 1994 году почти 80 процентов горожан проголосовали за Говорина. Он к тому моменту уже несколько лет возглавлял исполнительную власть города. И иркутяне до сих пор помнят, что, несмотря на тяжелые испытания, через которые тогда проходила страна, Иркутск пережил это время без сильных потрясений: бюджетникам вовремя платили зарплату, горел свет, ходили троллейбусы, работали больницы и школы.
- Иркутск для меня - понятие святое. Так было, есть и будет всегда, - с таких слов начал наш разговор Борис Говорин.
- Борис Александрович, вспомните Иркутск своего детства...
- Это были тяжелые послевоенные годы. Я родился в самом центре Иркутска - на улице Урицкого. В 11-метровой комнате коммунальной квартиры мы жили вшестером: родители, трое сыновей и мамина сестра. Мы ребятишки много времени проводили на улице, помню на Литвинова стояла водокачка, где за 3 копейки продавали ведро воды. Яркой картинкой в памяти остались инвалиды войны, без рук, без ног, отвергнутые и позабытые обществом, они на Урицкого просили милостыню. А вечером на каталках у забегаловок на Дзержинского меняли медяки на рюмку водочки.
Помню открытие ЦПКиО на месте Иерусалимского кладбища. По выходным мы всей семьей ходили на бульвар Гагарина, где рядом с «белым домом» играл духовой оркестр. Тогда здесь можно было встретить весь город. Берег набережной был необустроенным, здесь черпали гравий для строительства иркутской ГЭС, так, кстати, и образовался остров Юность. Отец нас как-то возил в район улицы Якоби - посмотреть, как наполняется иркутское море...
- Ваши родители воевали?
- Да, они оба участники войны. Впервые родители встретились в эшелоне поезда, отец возвращался с Берлина, мама ехала на Дальний Восток. Обычное путевое знакомство. Но в 1946 году случай вновь свел их в Иркутске - напротив драмтеатра. К сожалению, отец рано ушел из жизни, - мне было 14 лет, братьям Виктору и Олегу 11 и 9. Конечно, мне его очень не хватало. К тому времени мы переехали в Марата. Жили бедно, к примеру, закончив семилетку, я не пошел получать похвальную грамоту - не в чем было. Мамина зарплата была всего 80 рублей, и нам рано пришлось задуматься о хлебе насущном. Поэтому когда другие ездили по пионерлагерям, я в каникулы разгружал рефрижераторы с тарой на ликеро-водочном заводе. И в выборе профессии не было никакой романтики: труд инженера-энергетика был востребован. Такова правда жизни, которая научила меня главному - все дается только напряженным честным трудом.
- Вы стали первым всенародно избранным мэром, процент проголосовавших за вашу кандидатуру говорит о том, что иркутяне Вам доверяли. Но возглавить город в те годы - не столько победа, сколько испытание?
- На торжественной церемонии в 1994 году мне вручили символический ключ от города, на котором изображены меч и ложка, что для градоначальника значит: защити своих жителей и накорми их. В этой простой и незатейливой символике заложен великий смысл сути любого управления. Жестокие девяностые годы проверяли нас на прочность. Я помню костры у почтовых отделений, люди с ночи занимали очередь, чтобы не остаться без пенсий и пособий. И я горжусь тем, что в эти смутные годы хаоса, иркутские бюджетники всегда вовремя получали зарплату. Был такой эпизод, в 27-й школе три педагога объявили забастовку, им в районо кто-то сказал, что денег на зарплату нет. После этого мы в мэрии приняли документ, в котором четко прописали график выдачи заработной платы бюджетникам. Люди должны быть уверены в своем завтрашнем дне.
Можете считать меня приземленным руководителем, но я не сторонник дешевого популизма, виртуальных разговоров о космосе и балете. Вот, к примеру, в бытность мою мэром я принял решение о строительстве нового здания городского морга. Это тоже важная часть нашей жизни - проводить ушедших в иной мир в достойных условиях.
- Почему Говорин-политик не поддерживал ни коммунистов, ни демократов?
- Я, действительно, расстался с партийным билетом в 1991 году. Потому что видел беспомощность партии, которая потеряла контроль над происходящим в стране. И во время ГКЧП на митинге открыто заявил, что не буду поддерживать коммунистов. А по поводу демократов, я вас спрошу - что такое демократия? Считаю, что в этом определении скрыто много от лукавого. Мировое сообщество до сих пор не придумало идеальную структуру демократии. Где те самые громкогласые демократы, которые разрушили великую страну? Поэтому когда в 1991 году ко мне пришли их ярые представители и сказали - нужно снести памятники Ленину, переименовать улицы, я ответил отказом. История Иркутска вся лежит на одной оси - улице Карла Маркса - от памятника Александру III, через Александра Вампилова до статуи Ленина. В любых политических событиях, чтобы не происходило, важно оставаться самим собой и не терять лицо. Ни в коем случае ни под кого не подстраиваться. Я сибиряк, и этим все сказано.
- Крупные кампании при Говорине-губернаторе хорошо себя чувствовали в регионе. Как Вам удавалось с ними договариваться? Российский союз промышленников дважды Вас награждал знаком за вклад в сохранение промышленного потенциала региона.
- Иркутская область уникальна тем, что в ней свои интересы имели практически все участники списка Форбс. Когда я впервые стал губернатором региона в 1997 году, экономика области представляла собой печальное зрелище: градообразующие предприятия стояли, люди месяцами не получали зарплату. Стояли АНХК, Усольехимпром, Саянскхимпром, Братский и Усть-Илимский ЛПК. Это был настоящий коллапс. Нужно было наводить порядок. И делали это мы в ручном режиме: выезжали на заводы, лично встречались с руководством каждого. Я прагматик, и понимаю, что власть должна находить рычаги взаимодействия, в том числе, и с олигархами. Если работает предприятие, люди получают зарплату, платятся налоги. Другое дело - добиться, чтобы вертикально интегрированные структуры платили налоги на местах. Думаю, что я мог убеждать многих силой своей аргументации, объяснив им, что мы в одной связке: работают больницы, школы, значит, их работники спокойны и довольны жизнью. Так АНХК в свое время ни копейки не платила в местные бюджеты. И для того, чтобы изменить ситуацию, мне пришлось выдержать непростой разговор с владельцем. После чего компания перечислила в бюджет области 14 миллиардов рублей. За пару лет мы закончили тяжелую работу по запуску предприятий, ликвидировали долги по зарплате и перешли к созидательному труду: восстановлению больниц, домов культуры, починке дорог, созданию агрохолдингов. В Иркутске тогда запустили современный диагностический центр, отреставрировали драмтеатр. Это был настоящий вызов времени.
- Как вы относитесь к тому, что старый Иркутск постепенно уходит?
- Как сила человека в его исключительности, так и город ценен своей индивидуальностью, своим лицом. Когда-то иркутяне строили здания высоких архитектурных стандартов, привлекая лучших архитекторов России. Они вкладывали в свой труд душу и надеялись, что мы сохраним их для следующих поколений. Старый Иркутск - это наше большое достояние. Став мэром, я предпринял все усилия для того, чтобы защитить и сохранить чувственность нашего города, его непохожесть на другие города. Помню как Сан Саныч Калягин, приехав в 2000 году в Иркутск на гастроли, был поражен тем, что в условиях деградации страны у нас воссоздан в былом величии драматический театр. Мы поставили задачу максимально сохранить наше деревянное наследие: отреставрировали дома на улице Седова (сейчас там министерство культуры), начали реставрацию усадеб Трубецкого, Волконского, Сукачева и многих других. Сегодня это бренд нашего города, проявление его индивидуальности.
Иркутск - город амбициозный, он всегда стремился к передовым позициям, не зря же путь от острога до города пройден всего за 25 лет! А ведь далеко не все остроги стали городами. Все это произошло только благодаря выдающимся людям, которые задавали высокие стандарты развития Иркутска.
- Чем вы занимаетесь сегодня? В одном из интервью вы сказали, что мечтаете построить дом...
- Год назад, когда мы с женой вернулись из заграничной командировки, продав имеющееся имущество, все-таки исполнили свою мечту и приобрели дом в Патронах. До сих пор приводим его в порядок. Занимаемся этим приятным, хоть и тяжелым делом. Сегодня я свободный человек, не обремененный никакими государственными должностями, занимаюсь только своей семьей. Многие годы своей жизни я тратил исключительно на работу и чувствую себя обязанным своей жене, детям. Пришло время вернуть этот долг. Кстати, с женой Людмилой, которую я люблю и почитаю, мы вместе уже 40 лет.
- Какой груз впечатлений привезли из своего монгольского периода жизни? Наверняка много фотографировали...
- Да, фотографией я увлекаюсь с детства. Для меня фотография - один из способов восприятия окружающего мира. Представляя интересы российского государства в этой стране, я объездил все аймаки. Монголия - потрясающая страна, с уникальным укладом жизни. Особенно это заметно на периферии, среди кочевников, сохранивших самобытность. Но самая большая коллекция моих фотоснимков все-таки посвящена природе Байкала. Отпуск с семьей мы всегда проводили на Байкале.
- Есть ли мысль сесть за мемуары, написать книгу?
- Когда недавно на одной из встреч с областным женсоветом меня спросили: Борис Александрович, когда книгу писать начнете? Я ответил так: моя книга уже написана реальными делами. Возможно, когда-нибудь я приму решение о том, чтобы запечатлеть свои воспоминания. Но сегодня могу сказать только одно: я жил так, чтобы спокойно ходить по улицам родного Иркутска и люди не бросали мне камень в спину.
Татьяна Николаева
Биографическая справка
Борис Говорин родился 27 июня 1947 года в Иркутске.
1971-1972 гг. служба в армии.
1972-1983 гг. работа на предприятии "Южные электрические сети".
С 1983 г. работа в органах исполнительной власти Иркутска. В 1990 г. избран председателем горисполкома. В 1992 г. указом президента РФ назначен главой администрации Иркутска. В марте 1994 г. избран на пост мэра. 27 июля 1997 г. избран губернатором Иркутской области. В 2001 году переизбран на новый 4-летний срок.
С 2005 по 2009 гг. Чрезвычайный и Полномочный посол РФ в Монголии.
Почетный гражданин г. Иркутска, Иркутской области и г. Канадзавы.
Председатель совета почетных граждан Иркутска.
Женат. Три дочери - Лариса, Оля, Зоя. Внук Станислав.