Мастер-джаз
Организаторы решили не концентрировать мероприятия на определенном промежутке времени, поэтому сюрпризы иркутяне в этом году получают каждый месяц. Именно с такой периодичностью в столице Приангарья дают концерты известные джазовые исполнители. А на минувшей неделе в рамках фестиваля состоялся детский эстрадно-джазовый конкурс, участников которого оценивали мэтры джаза.
Гостями пятого «Джаза на Байкале» уже стали такие звёзды мирового уровня как Нино Катамадзе, Фрэнк Лейси, Даниил Крамер, Николас Бирд. В конце мая Иркутск посетили участники французской группы Мezcal jazz unit, народный артист России, мультиинструменталист Давид Голощекин и его ансамбль «Четверо», а также пианист Игорь Володин со своим авторским джазовым проектом «Иллюзии».
Квартеты «Четверо» и «Иллюзии» выступили в столице Восточной Сибири на трех концертных площадках, а команда Давида Голощекина кроме этого вошла в состав жюри детского эстрадно-джазового конкурса и дала мастер-класс юным иркутским джазменам. Идейный вдохновитель ансамбля «Четверо» после конкурса признался, что был поражен потенциалу, который кроется в подрастающих исполнителях Приангарья.
Композитор, мультиинструменталист с полувековым творческим стажем всегда считал, что исполнять джаз способен не каждый профессиональный музыкант. Человек, который уверен, что сегодня в мире нет гениев джаза, в Иркутске увидел будущее этого музыкального искусства. «Таких одаренных детей нет даже в Санкт-Петербурге и Москве, - поделился эмоциями маэстро Голощекин. - В Иркутске очень талантливые ребята и профессиональные руководители, которые грамотно направляют ребенка, ведь десятилетний мальчишка, пусть и обладающий большим потенциалом, мало смыслит в музыке».
После того, как перед членами жюри выступили все участники конкурса, на сцену поднялись сами судьи. Пока барабанщик Виктор Епанешников, клавишник Алексей Подымкин и контрабасист Сергей Васильев настраивали инструменты, Давид Голощекин рассказывал зрителям, как он, будучи мальчишкой, покоренным джазом, получал нагоняи от музыкальных педагогов за попытки играть запрещенную в СССР американскую музыку, как не мог устроить на работу исполнителем в ресторан, потому что считался носителем буржуазной идеологии, и как «приучил» к джазу скрипку. Игру на «приученной» «Ямахе» продемонстрировал публике.
Кроме скрипки Давид Голощекин в полном согласии с арфой фортепиано, флюгельгорном, саксофоном, контрабасом, ударными. В 80-х вышла пластинка, на которую были записаны произведения, исполненные им на десяти инструментах. Композитор настолько тонко чувствует клавиши или смычок, что исполняет джаз с закрытыми глазами в прямом смысле слова. А еще, наблюдая за джазменами из ансамбля «Четверо», казалось, будто они сочиняют мелодию прямо на сцене по ходу игры. Мультиинструменталист объяснил: «Джаз – по большей части импровизация, а исполнители квартета «Четверо» понимают друг друга без слов. В джазе садятся и играют. Мы тоже садимся и играем. У джазменов нет понятия «программа». Минут за 15, а бывает и пять, мы решаем, какую композицию исполним первой. А дальше в любой момент любая вещь может быть заменена. В процессе исполнения я могу всего лишь кивнуть, и участники ансамбля меня поймут».
Завершилась встреча юных иркутских музыкантов с мэтрами джаза объявлением результатов конкурса, участие в котором приняли около 90 подрастающих дарований. Победителем жюри признало одиннадцатилетнего саксофониста Александра Калишина. Его пригласили на концерт ансамблей «Иллюзии» и «Четверо», на котором начинающему джазовому исполнителю вручили альт-саксофон.
Светлана Латынина