Документальное кино в поисках зрителя
— Какие впечатления оставила у вас киношкола?
— Сама эта киношкола — это совершенно уникальное событие. Нынешний председатель областного отделения Союза кинематографистов Ольга Бельская просто подвижница, ведь организовать такой проект стоит огромного труда. Для меня это был прекрасный опыт: замечательная группа студентов, мы все друг друга очень полюбили за эти пять дней, и я очень надеюсь, что сотрудничество ребят не закончится вместе с моим отъездом. Ведь киношкола — это не только общение с преподавателями, это возможность встретиться и познакомиться друг с другом, найти общий язык, единомышленников и создавать какие-то новые проекты.
— А чем отличие иркутской киношколы от европейских, в которых, насколько я знаю, вы учились?
— В Европе сейчас очень популярно такое обучение, и подобные школы востребованы. Но, конечно, там все эти школы платные и стоят зачастую очень недешево. Например, годичная школа документального кино «Дискавери Кампус Мастерскул» в Мюнхене, в которой я училась 2002 году, сейчас стоит 15 тысяч евро. Далеко не все могут себе это позволить. При этом туда принимают не всех подряд, а только людей, у которых уже есть какие-то проекты. Суть в том, чтобы помочь людям развить их проекты до такой степени, чтобы их фильм оказался востребованным на международном рынке.
Конечно, не все проекты из заявленных в конечном счете идут в производство, но считается, что 15 тысяч евро — это как раз плата киношколе за эту помощь. Я в частности, заявила свой предыдущий фильм под названием «Мой класс» и благодаря контактам, полученным в киношколе, договорилась с продюсерами и в конечном счете бюджет картины составил около полумиллиона долларов, что для документального кино является огромной цифрой. Фильм еще на стадии сценария купила телекомпания ВВС, французско-немецкий канал ARTE и швейцарское телевидение, поэтому деньги на проект у меня были.
— И это, наверное, исключение из правил. Ведь на документальные фильмы продюсеры не так охотно дают деньги.
— Не совсем так. Ведь документальные фильмы тоже могут приносить деньги, и в то же время есть масса игровых фильмов, которые просто никуда не идут. Может случиться так, что мой фильм, который стоил копейки, принесет больше денег в прокате, чем игровой фильм с миллионным бюджетом, это легко может случиться. Кстати, все мои фильмы, у которых были продюсеры, были успешны для них. Хотя в своем новом фильме «Чувственная математика» я впервые выступаю и как продюсер. Для меня это очень интересный эксперимент.
— Как вы решили обратиться к этой теме?
— Я сама по первому образованию математик и у меня есть друг Юрий Чинкель, вместе с которым я училась на мехмате МГУ, сейчас он профессор. А у математиков существует проблема: что показывать людям на дне открытых дверей, чтобы привлечь потенциальных студентов. В своем прошлом фильме «Мой класс» я использовала для иллюстрации жизненных ситуаций законы физики, и он, зная это, заказал мне короткий фильм, в котором бы я попробовала визуализировать математику как науку. Но я решила, кроме этого короткого фильма, сделать большой, но так, как мне самой было бы это интересно. А мне было интересно понять, чем занимается современная математика. Чтобы в этом разбираться, нужно очень долго учиться, но я придумала показать ее через основные органы чувств. У математиков есть какая-то связь с абсолютной правдой, с высшим разумом, и у меня возникла идея попросить этих ребят спуститься на землю и спроецировать свою науку на наши органы чувств. Поэтому мой фильм разбился на главы: Зрение, Осязание, Обоняние, Слух, Вкус и Чувство равновесия. И каждый из героев пытается рассказать о своей проблеме, которую он решает в математике, через один из органов чувств.
— В Иркутске из-за большого количества желающих состоялось сразу два показа вашего фильма. А какова его дальнейшая судьба?
— В связи с этим фильмом я каждый день получаю письма с вопросами о том, как и где можно его увидеть. Но я вынуждена его немного придержать, потому что он попал в шорт-лист одного очень важного международного кинофестиваля, который требует премьеры и разрешает всего несколько показов. Я решила его показать в Иркутске, чтобы посмотреть на зрительскую реакцию, потому что после показов «Чувственной математики» на Московском кинофестивале у фильма появился шанс выйти в настоящий прокат. Это вообще было очень неожиданно, что документальный фильм о математиках станет одним из фаворитов у публики, он стал не получил приз зрительских симпатий. У меня, конечно, нет пока дистрибьютора, но интерес у прокатчиков, как ни странно, есть, так что я буду встречаться с ними в ближайшее время в Москве.
— Думаете, российская публика готова идти в кинотеатры на документальное кино?
— Мне кажется, что публику очень долго недооценивали. Зрителям все время дают фильмы легкие для восприятия, думая, что только это им и нужно. Но на самом деле у нас очень образованная и интеллектуально развитая нация. Нельзя же забывать и о том, что мы были самой читающей страной в мире. Так что мне кажется, многим людям может быть интересно документальное кино.
Илья Смирнов