Музыкальный театр едет за «Золотой маской»
- Вы ставите много спектаклей в разных театрах, и часто с незнакомыми артистами. Но интересно, что удачи случаются именно там. Взять, например, спектакль «В джазе только девушки» в Новосибирском музыкальном театре, за который вы уже получали «Золотую маску» в 2005 году. Неужели вам легче ставить спектакль с чужими труппами, не будучи главным режиссером того театра, в котором вы работаете постоянно?
- Я практически всегда работаю только как приглашенный режиссер и могу сказать, что труппа, с которой ты ставишь спектакль, всегда должна быть родной. И даже когда я впервые встречаюсь с новым для себя коллективом, у меня на нахождение взаимопонимания уходит немного времени. Я просто люблю артистов, и они это сразу чувствуют. Самое страшное в театре - это недолюбленная труппа.
- А что вы можете сказать про труппу иркутского музыкального театра?
- Я много раз говорила, что это замечательная труппа, очень талантливая, работоспособная, имеющая чувство юмора и чувство собственного достоинства, что немаловажно. И каждый режиссер, который сюда приезжает, влюбляется в этих артистов. Поэтому я думаю, что они свою дозу режиссерской любви получают, и их никак нельзя назвать недолюбленной труппой.
- Отсутствие главного режиссера в театре разве не плохо влияет на развитие труппы и театра в целом?
- Я думаю, это не так страшно. Эта проблема существует на уровне страны - никто из режиссеров не хочет привязываться к месту, ему интереснее работать с разными коллективами. И потом, скажем так, далеко не все главные режиссеры, которые есть в театрах, готовы приглашать своих коллег делать постановки в их театрах. А ведь на самом деле это очень полезно для артистов, чтобы они видели разные руки, почерки, разные манеры. На Западе, кстати, нет такой проблемы, как отсутствие главного режиссера в театре, потому что там просто нет такой должности. Там есть художественный руководитель и директор, которые принимают решение, какой режиссер должен у них поставить тот или иной спектакль.
- Если говорить о спектакле «Граф Люксембург», который вы повезете в Москву, чтобы представить на «Золотой маске», какие чувства вы испытываете?
- Я очень рада за театр, потому что коллектив замечательный, но Иркутск так далеко, что его практически никто не знает. Поэтому здесь не столько важна даже сама номинация, хотя это тоже очень приятно, сколько возможность показать труппу в Москве. Именно поэтому театр везет в столицу не только номинированную постановку, но еще два спектакля: «Скрипач на крыше» и «Русский фантом». Получатся такие небольшие гастроли в Москве, на сцене одного из ведущих музыкальных театров столицы - «Новая опера».
- Расскажите о новом спектакле, который вы готовите сейчас. Мюзикл по Куприну - не самый распространенный вариант для постановки на музыкальной сцене.
- Я хорошо знакома с автором музыки. И я ее просто услышала, когда он работал по заказу драматического театра - Ленсовета. Постановка, кстати, не состоялась. А мне показалось интересным расширить музыкальный ряд и сделать спектакль в жанре мюзикла, потому что в этой литературе есть такая степень образной условности, для которой драматического театра мало. Это совершенно другой эмоциональный накал, и в этом смысле музыкальный театр дает эту эмоциональную свободу, пронзительность, лиричность, масштаб и драйв. Я предложила этот материал директору иркутского музыкального театра Владимиру Шагину, и он согласился. Жанр спектакля мы обозначили как офицерский роман в двух частях. Стоит сказать, спектакль по этому материалу не ставился ни в одном музыкальном театре, так что это мировая премьера.
Илья Смирнов