Александр Филиппов: «Джазмены не халтурят»
- Александр, вы известны в Иркутске не только как музыкант, но и как подвижник джаза, который занимается популяризацией этого направления музыки в нашем городе. Что вас заставляет этим заниматься?
- Развитие музыкального коллектива или отдельного музыканта невозможно без профессионального общения. А так как мы находимся далеко от столиц, к нам очень редко просто так заезжают серьезные джазовые музыканты. Собственно, поэтому и пришлось брать все в свои руки, чтобы иметь возможность пересекаться на сцене с мастерами этого направления. Потому что без этого нет никакого развития, тогда вся джазовая деятельность не имеет смысла, вот и возникло решение, заняться помимо собственно музыки, приглашением и приемом джазменов разного уровня.
- А возможно ли, на ваш взгляд, кому-либо из иркутских джазменов достичь такого уровня, чтобы играть со звездами джаза, ездить с ними в мировые туры или самому стать звездой?
- Иркутские музыканты сначала должны стать московскими или питерскими, поиграть там, достичь еще большего мастерства, и уж только потом искать пути за рубеж. Я знаю много хороших российских музыкантов, которые дошли до определенного уровня развития и потом уехали в США, для того чтобы показать то, что они умеют. Но, попав туда, когда они начинали играть с американскими музыкантами, это была для них очень жесткая школа. Потому что там никто ни с кем не возится, никто никого не ждет. Можешь играть - тебя берут в проект, не можешь - до свидания. Они рассказывали, что это очень большая встряска, но и самый большой стимул для роста.
- А есть ли смысл рваться в США? Ведь там джазовых музыкантов и без того пруд пруди.
- На самом деле да. Мы с музыкантами из «Доктора Джаза» два раза были с гастролями в США и видели ситуацию. В том же Нью-Йорке очень плотная, так скажем, джазовая инфраструктура, и огромное количество музыкантов, причем очень высокого уровня. Там даже в переходах и на улицах играют так, как многим иркутским музыкантам и не снилось.
- А вы как выучились играть джаз?
- Вообще, если брать истоки всего этого, то все это началось, когда я еще не родился. Мои родители уже в те времена были достаточно продвинутыми, и мой отец - по образованию врач-педиатр - интересовался тогда только возникшим направлением в медицине - музыкотерапией. Идея состояла в том, чтобы приобщать ребенка к музыке еще в утробе матери. У отца была большая коллекция пластинок с классической и джазовой музыкой. И моя мама слушала их, будучи беременной. Сложно сказать, насколько это на меня повлияло, но родители отдали меня в пятилетнем возрасте в музыкальную школу, и я стал учиться играть на фортепиано. Там я как раз познакомился с джазом, потому что при школе существовал, и существует до сих пор, эстрадно-джазовый детский оркестр под управлением Владимира Романенко. Мне тогда было 11 лет. Меня прослушали и взяли в коллектив в качестве пианиста. Оркестр активно гастролировал, и мы объездили сначала всю Иркутскую область с концертами, затем были в Москве, а потом побывали даже в Греции. Затем я поступил в музыкальное училище за заочное отделение.
- А почему на заочное?
- Я долгое время параллельно занимался, как и мой отец, медициной. Поэтому основное образование я получил в медицинском институте. Джаз был для меня первоначально как хобби.
- Стало быть, вот откуда появилось в названии вашего коллектива слово «доктор».
- Ну, в общем, да. Кроме того, в первом составе «Доктора Джаза» не только я имел медицинское образование. Плюс к этому тут есть отсылка и к музыкотерапии, а еще слово «доктор» имеет ведь значение определенного профессионального уровня. Как, например, доктор наук.
- Как возник «Доктор Джаз»?
- Идея создания собственного коллектива возникла в 2001 году. Собственно, тогда он и возник. Но изначально не было задачи делать его профессиональным. Мы просто хотели играть в свободное время свою любимую музыку.
- Как вы можете охарактеризовать творческую музыкантскую среду того времени?
- Тогда было очень большое оживление. На базе музыкального колледжа училось множество музыкантов, которые уже к тому времени играли джаз. Госэкзамены проходили в формате целого шоу, на которые приходили люди с улицы и покупали билеты. Было очень много серьезных коллективов, люди активно устраивали и играли джем-сейшны. Было очень хорошее время. В Ангарске уже проходил джазовый фестиваль. Устраивались концерты в Иркутске.
- Видимо, волей-неволей пришлось поставить это дело на профессиональный уровень.
- Да, со временем мы, конечно, стали играть более профессионально. Это был естественный процесс. В 2003 году нас пригласили внештатным коллективом иркутской филармонии. Это было определенное признание. По линии филармонии мы стали ездить с концертами по городам, и как раз в тот момент пришло понимание, что, раз мы представляем серьезную организацию, нужно более профессионально подходить к своей работе.
- А когда возник продюсерский центр «Джаз на Байкале»?
- В 2006 году мы организовали фестиваль «Джаз на Байкале», который, в общем-то, вынудил нас создать и продюсерский центр. Потому что организация такого крупного проекта невозможна без образования юридического лица. Поэтому с того момента начал существовать одноименный продюсерский центр. И мы начали приглашать в Иркутск разных исполнителей, в том числе и из заграницы.
- Но неужели вы начали привозить музыкантов только для того, чтобы самим научиться лучше играть?
- Конечно, нет. В Иркутске уже долгое время существует та категория людей, которая любит джаз. Она была и в советское время, и есть сейчас. И эти люди долгий период были обделены в том, что не могли послушать джаз живьем. Сходить в джазовый клуб, например. То есть системной деятельности, связанной с джазом, в Иркутске не велось. Поэтому, конечно, нам захотелось создать такую среду в городе и сделать джаз достоянием широких масс, а не просто узкого круга любителей-меломанов. Мы ставили задачу в рамках продюсерского центра, во-первых, популяризировать джаз, а во-вторых, доказать людям, что джаз - это широкое искусство, включающее в себя множество всего.
- Можно ли дать какой-то портрет среднестатистического слушателя джаза в Иркутске?
- Интересный вопрос. Существует несколько категорий людей, которые ходят на джазовые концерты. К одной категории относятся люди достаточно обеспеченные, которые ходят на джаз только в клубы, где можно не только послушать музыку, но и что-нибудь заказать. Есть прослойка людей, которые, наоборот, ходят только в концертные залы и не приемлют прослушивание джаза в клубах. Иногда эти аудитории пересекаются. Но тут все зависит от артиста. Стоит отметить, что аудитория джаза в Иркутске постоянно расширяется, потому что с джазовых концертов редко кто уходит недовольным. Джазмены не халтурят и всегда полностью отдаются процессу.
- Какие сложности существуют в развитии джаза в Иркутске?
- Их довольно много. Они связаны и с финансами, и с взаимодействием с разными органами власти. Потому что есть пережитки, есть не совсем компетентные люди, приходится сталкиваться с однобоким взглядом на культуру и так далее. Но это везде так в России. Кроме этого, отсутствие в городе специализированной концертной площадки тоже, конечно, очень мешает.
- Каковы наиболее интересные проекты, которые планирует осуществить ваш продюсерский центр в ближайшее время?
- Самые близкие по времени - два концерта, которые пройдут в апреле, когда к нам приедут грузинская певица Нино Катамадзе 13 апреля и камерунский певец и бас-гитарист Ришар Бона со своей группой 25 апреля. Их обоих можно назвать примерами расширения границ джаза. Я думаю, эти концерты станут ярчайшим событием джазового сезона.
Что касается других проектов, то в мае мы проведем детский джазовый фестиваль, а осенью - свой традиционный международный фестиваль «Джаз на Байкале». Кроме этого, есть планы летом провести джазовый опен-эйр.
Антон Кокин