Рустам Салейманов: «Нужно просто классно играть»
- Рустам, как к тебе пришло понимание и желание серьезно заниматься скрипкой?
- У меня родители сами музыканты, и оба скрипачи. Они играют в Иркутском губернаторском симфоническом оркестре. Они и отдали меня в музыкальную школу на скрипку, когда мне было лет пять. Потом я долго учился, а осознание пришло, наверное, когда я уже поступил в Москве Центральную музыкальную школу.
- Как это произошло?
- Сначала в Иркутске я закончил областную музыкальную школу. А когда в Иркутск приехал благотворительный фонд «Новые имена» вместе с Денисом Мацуевым в 2003 году, я прошел прослушивание и получил их стипендию. Это был один из первых отборочных туров. Затем они меня пригласили в Москву на фестиваль, где я тоже выступил. И московские педагоги сказали, что я могу спокойно поступать в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. И я приехал в Москву, поступил, окончил ее и затем поступил в консерваторию, где сейчас и учусь на втором курсе.
- Когда родители отдают ребенка в музыкальную школу, особенно в пятилетнем возрасте, то его мнения не особо спрашивают. То есть вряд ли ты в детстве хотел играть на скрипке?
- Да, конечно. Первоначально у меня не было большого желания учиться музыке. Потому что мои школьные друзья развлекались после занятий, а мне приходилось заниматься, и много. Но, поскольку мои родители музыканты, то они сумели убедить меня в том, что нужно это делать. В частности мой отец очень много для меня сделал. И я только теперь понимаю, насколько это было важно. Теперь это может принести свои плоды.
- Какие?
- Есть разные пути. Я езжу по музыкальным конкурсам и сейчас хочу поступать за границу, потому что там более комфортные условия для развития музыкантов. Просто в Москве очень сложно, и в плане жизни, и вообще.
- А как живут студенты консерватории в Москве, а главное - на что, ведь там очень дорогая жизнь?
- Ну, мы живем в общежитии и подрабатываем. Мы это называем халтурами. Например, есть в Москве такой оркестр «Глобалис», который собирает музыкантов, проводит буквально несколько репетиций и затем выступает с различными знаменитостями. В частности я играл в этом оркестр, когда он выступал вместе с Гариком Сукачевым. Затем был концерт в Кремле, там записывался «Голубой огонек» с огромным количеством звезд эстрады. Плюс мы получаем небольшую стипендию, и родители, конечно, помогают.
- Получается, ты хочешь, не заканчивая консерваторию, поступить в какое-нибудь учебное заведение за границей?
- Это вполне реально. Я бы хотел уехать во Францию - там очень хорошие педагоги, на уровне нашей консерватории. Сейчас в принципе много ребят уезжают продолжать образование за рубежом. И нужно все-таки пробовать поучиться там, потому что большинство знаменитых сегодня русских музыкантов учились где-либо за границей.
- Сколько часов приходится заниматься в день?
- По-разному. Когда у нас постоянно идут занятия и лекции, то иногда приходится выкраивать время. Когда готовишься к какому-нибудь конкурсу, тогда занимаешься много. Но если смотреть в среднем, то примерно по четыре часа в день получается. В консерватории сейчас довольно высокий уровень, поэтому, хочешь - не хочешь, приходится соответствовать.
- Для молодого начинающего музыканта главными его достижениями являются победы на различных конкурсах. Сколько побед в конкурсах есть в твоей личной копилке?
- Крупных конкурсов, пожалуй, только три пока. Международный конкурс «Искусство XXI века», который проходит в Киеве; затем Конкурс имени Рудольфа Матца в Хорватии и в Екатеринбурге проходит Демидовский Международный юношеский конкурс скрипачей «Демюкс». Хочу попробовать в следующем году свои силы на конкурсе Паганини в Москве.
- Ты говоришь, что сейчас уровень студентов консерватории довольно высокий. В чем это выражается и как оценивается? И какое место ты занимаешь среди своих сокурсников?
- Студенты негласно делятся на три категории: сильные, средние и те, чей уровень, грубо говоря, ниже среднего. Когда я поступал, я занял второе место по количеству баллов. У нас стобалльная система, я набрал 96,2. Сейчас я держусь в тройке лучших.
- Вероятно, поэтому ты и приглашен выступить с Губернаторским оркестром в качестве солиста? И что вы, кстати, будете играть в рамках выступления?
- Ну, тут еще мой отец постарался. Он предложил дирижеру Илмару Лапиньшу попробовать меня, и тот согласился. В первом отделении мы сыграем «Сонату №3» Бетховена и два произведения композитора ХХ века Карла Шимановского, затем во втором отделении - Первую сонату Баха произведение французского композитора Эрнеста Шоссона «Поэма» для скрипки с оркестром, это программное произведение и самое исполняемое у этого композитора.
- А какую музыку ты любишь сам? Понятно, что тебе приходится играть много того, что вы проходите просто по программе, но каковы твои личные пристрастия? И что бы ты хотел сыграть сам?
- Естественно, в консерватории есть определенный набор произведений, которые должны уметь студенты по окончании учебы. Есть стили исполнения: классический и барочный. Я придерживаюсь классического стиля. Конечно, я люблю и просто слушать классику, но помимо этого слушаю джаз, релаксирующую и клубную танцевальную музыку. Что касается музыки, которую я бы сам хотел сыграть, то это концерты Чайковского, Глазунова, Бетховена, виртуозные вещи Паганини, все его каприсы, например.
- А не возникало ли у тебя самого когда-нибудь желание сочинять музыку?
- Желание было, но скорее это было желание сочинять для себя. А так, чтобы серьезно этим заниматься, то, наверное, нет. Потому что сочинение музыки это вообще отдельная тема, ведь, чтобы сочинять, нужно знать определенные правила, как можно, а как нельзя писать.
- Но, с другой стороны, любое творчество - это нарушение правил. Вот, например, музыкант - это ведь творческая профессия. Каждый музыкант должен вносить что-то свое в исполняемое им произведение.
- Это зависит от музыки. Например, возьмем Баха. Есть устоявшиеся стили его исполнения: барочное и классическое. В консерватории нас учат играть его в классическом стиле. За границей совершенно по-другому, там принято исполнять Баха более свободно - в барочном стиле. То есть они исполняют так, как, они считают, его играли во времена, когда жил композитор. Но на самом деле, даже когда ты исполняешь композитора, для которого существуют рамки, ты все равно играешь его как-то по-своему, потому что не бывает двух одинаковых исполнений одного и того же. Но, мне кажется, если человек играет здорово, то никаких претензий к нему не должно быть по поводу стиля исполнения. И, если ты играешь классно, это всегда понравится слушателю.
- А как часто музыкант испытывает волнение перед выступлением?
- Я всегда волнуюсь перед выходом на сцену. Причем иногда оно идет в пользу, а иногда в минус. Можно очень сильно перенервничать и потерять много чего, а можно, наоборот, сильно волноваться, и потом выйти на сцену и выдать все. Я всегда вкладываю всего себя в выступление. Никогда я не выходил на сцену, чтобы мне было все равно.
- У тебя есть боязнь сцены?
- Смотря где. Перед своими играть всегда сложнее, причем намного. Ведь хочется показать наилучший вариант. И чем выше ты ставишь перед собой планку, тем, соответственно, выше твое волнение. Здесь все теплее происходит, меня здесь многие знают, многие приходят послушать потому, что музыкант из Иркутска. Поэтому выступление на родине для меня ответственнее, чем где бы то ни было.
- Как ты дальше видишь свою карьеру?
- Я, конечно, хочу солировать, ездить на конкурсы и зарабатывать этим, а не сидеть просто в оркестре. Поэтому я и хочу сейчас попробовать уехать за рубеж, чтобы там поучиться. Это откроет новые возможности, потому что, если ты выступил хорошо на конкурсах, можно заключить контракт и ездить с оркестром на гастроли в качестве солиста. Надо просто хорошо играть. Но надо и много заниматься.
Илья Смирнов
На вынос:
Я всегда вкладываю всего себя в выступление. Никогда я не выходил на сцену, чтобы мне было все равно.
Выступление на родине для меня ответственнее, чем где бы то ни было.