Энрико Магензани: После Верди оперная музыка кончилась
- Расскажите немного о вашем театре. Как давно он существует, есть ли у него репертуар, сколько спектаклей идет в неделю, сколько премьер в сезоне, вместимость зала, каковы цены на билеты?
- Парма считается в Италии музыкальным городом, потому что здесь родился Джузеппе Верди, хотя город был известен благодаря своим музыкальным традициям еще до появления этого композитора. Также здесь родился знаменитый дирижер Артуро Тосканини, а кроме того жил и учился величайший музыкант Никколо Паганини. Сегодня наш театр считается одним из самых главных оперных театров Италии, и он широко известен за границей. Мы специализируемся на операх Верди, но кроме него ставятся произведения и других итальянских авторов.
Работа строится в двух направлениях. У нас есть зимний сезон, в течение которого мы показываем свой репертуар, состоящий из пяти-шести опер, а также ставим один-два новых спектакля. А также у нас есть музыкальный фестиваль, посвященный Верди, который проходит в октябре.
- Как вам кажется, каково сегодня положение оперного искусства в обществе? Можно ли сказать, что сегодня она является одним из наиболее элитарных видов искусств?
- Когда опера только появилась, она заменяла людям кинематограф в XIX веке. И сегодня я чувствую большую связь оперного искусства с искусством кино. Ведь и в кино используется музыка, чтобы проиллюстрировать то или иное событие. Музыка - это фундаментальное искусство. В отличие от театра, например. У нас в Италии велись споры о том, что опера как вид искусства изживает себя, но сейчас у нас оперный театр гораздо популярнее, чем драматический. Достаточно сказать, что в нашем театре, который вмещает 1200 человек, никогда нет свободных мест. Много зрителей приезжают из других городов. Люди занимают очередь за день до начала продажи билетов, чтобы выкупить места на галерке, которые стоят 10-15 евро.
- А какова стоимость билетов в партер?
- Минимум 50 евро. Но сборы за билеты покрывают лишь около 20% затрат. Постановка опер - дело достаточно затратное, в нем занято обычно около 200 человек. Поэтому нашему театру помогает государство.
- Подозреваю, что если спросить вас о главном оперном композиторе всех времен, вы назовете имя Джузеппе Верди.
- Конечно. Понимаете, если мы говорим об истории драматического искусства, то мы начинаем с Софокла, а потом сразу вспоминаем Шекспира, хотя между ними прошло огромное количество времени. В то же время после Шекспира и вспомнить некого по большому счету. В оперной музыке уровня Шекспира достигает только Верди. И с тех пор в музыке не было создано ничего такого же великого. После Верди оперная музыка кончилась.
- А как вы относитесь к русской музыке?
- В Италии очень любят русскую музыку, считая ее великолепной, высшего класса. Особенно любят произведения Чайковского, в том числе написанные для балета. Такое ощущение, что в Италии больше всего из русских исполняют именно музыку Чайковского. Но также ценятся симфонические произведения Рахманинова, например. Однако русские оперы в Италии не исполняют вообще. В первую очередь из-за языка, но еще и потому, что, мы считаем, русские оперы стоят несколько в стороне от оперного искусства Верди.
- Художественный руководитель и главный дирижер губернаторского симфонического оркестра Илмар Лапиньш мечтает о том, чтобы в Иркутске появился свой оперный театр. Как по-вашему, стоит ли создавать новые оперные театры в городах, скажем так, очень далеких о мировой оперной культуры?
- В современном мире говорить об удаленности при наличии интернета и недорогих авиабилетов несколько ошибочно. Я думаю, что оперный театр может дать перспективы многим профессионалам: музыкантам, певцам, режиссерам, художникам. И если бы у вас появился оперный театр, это был бы, безусловно, позитивный момент.
- Как вы оцениваете профессиональный уровень иркутских музыкантов губернаторского оркестра?
- Уровень вашего оркестра сегодня очень высок. Особенно меня впечатлила струнная группа. Мой приезд в Иркутск как раз связан с выстраиванием отношений между вашим оркестром и оркестром нашего театра. Наш коллектив считается оркестром, который исполняет музыку Верди лучше всех в мире. Сейчас мы ищем партнеров, с которыми можно было бы сотрудничать. Возможно, мы обменяемся несколькими музыкантами, а может быть, сделаем обменные гастроли оркестров целиком. Мы убеждены, что нужно это сделать.
Илья Смирнов