Вдохновение Первомаем
Первомай всегда был чем-то особенным для российского народа, потому что в разные времена он имел различную форму и содержание. Так для рабочих Российской империи он был способом выражения политической воли. Для пролетариев Советского Союза – формальной, обязательной и все-таки праздничной «демонстрацией» наших трудовых достижений. Для нас, россиян, это понятие ассоциируется с майскими выходными - с традиционным правом на досуг, на время, которое человек честно «отвоевал» у общества в результате исполнения трудовых обязанностей. И если кто и задумывается о производительности труда, то по большей части на своем приусадебном участке.
Избранный президент страны Владимир Медведев обозначил уровень производительности труда в России как «экономическую, а также важнейшую социальную и ценностную проблему» и призвал россиян к ее решению. По словам Дмитрия Медведева, по отдельным отраслям уровень производительности труда отстает от уровня развитых зарубежных стран в 20 раз. Несколько раньше Владимир Путин поставил перед обществом амбициозную задачу - за 12 лет в 4 раза увеличить производительность труда. Увеличение производительности труда должно стать частью долгосрочной стратегии развития России до 2020 года. Если страна не справится с поставленной задачей, говорить о конкурентоспособности отечественной продукции будет сложно.
Тема повышения производительности труда была особенно актуальна в годы советских пятилеток. О ней в разных вариациях говорили практически все лидеры советской эпохи. Нынешний период отличается от предыдущих тем, что речь идет не просто о количественных показателях, а о мотивации и стимулах к эффективному труду.
Однако главной все-таки проблемой станет не мотивация, а модернизация и техническое переоснащение действующих производств, поскольку во всем мире высокая производительность труда достигается за счет инновационного подхода. По данным Высшей школы экономики, в России практически на исходе национальный запас технологических ноу-хау. Объемы экспорта российских технологий ничтожны - они в четыре раза ниже, чем, например, в Австрии. Серьезную проблему создает дефицит кадров, в первую очередь в науке и образовании.
Да и российскую ментальность со счетов не сбросишь. Так что, по видимому, для того чтоб «сказку сделать былью», нам в ближайший десяток лет придется серьезно поднапрячься, чтобы увеличить темпы роста производительности труда с нынешних 6-7% в год до 12-13%.
А как с производительностью труда обстоит дело у нас в городе? В канун Первомая мы провели рейд по братским предприятиям, чтобы выявить самых оголтелых трудоголиков и спросить у них, является ли высокая производительность труда их конкурентным преимуществом. Например, выяснилось, что в строительстве наблюдается обратная тенденция. Директор ООО «Защита» Виктор Радостев не смог подтвердить существенного увеличения производительности труда за последнее время на своем предприятии. Несмотря на то что его фирма всерьез занимается внедрением современных строительных технологий и техническим обслуживанием таких сложных объектов, как БрАЗ, БЛПК, ТЭЦ-6, особого трудового рвения среди сотрудников не наблюдается.
Виктор Радостев рассказал, что за время его пребывания с 2005 года на посту главного менеджера компании, объем выполненных организацией работ увеличивался исключительно за счет увеличения «портфеля заказов». Внедрение современных технологий, приобретение новой техники, в частности средств малой механизации, и освоение больших производственных объемов, равно как и борьба за формирование внутренней корпоративной культуры не дали ошеломляющих показателей интенсивности труда работников.
Причина, по мнению руководителя, кроется в человеческом факторе. Люди старой закалки, воспитанные во времена великих строек - БАМа и ГЭС, - трудятся более ответственно. В пример начальник ставит некоторых бывших сослуживцев, кои «даже во время перекуров автоматически чистили и готовили к работе инструмент», и ныне работающую на предприятии плиточницу Ларису Сидоренко, которую, по словам Виктора Радостева, с уверенностью можно назвать «ударницей производства» и, как следствие, рекордсменкой по зарплате среди коллег.
В отличие от Виктора Радостева, Сергей Кожокарь, директор по строительству ООО «Востсибстрой», не считает пресловутый человеческий фактор проблемой для роста производительности труда на вверенном ему предприятии. Он убежден, что растущее потребление является эффективной мотивацией роста производительности труда для молодых работников. Особенно когда система оплаты труда сдельная.
Подобное расхождение во взглядах может объясняться тем обстоятельством, что Востсибстрой в отличие от «Защиты» часто задействует привлеченную рабочую силу, в частности китайскую.
Итак, сможем ли мы создать российские великие стройки и выполнить задачу, поставленную властью, покажет время. Однако уже сейчас очевидно, что пока первомайский праздник труда не будет для нас наполнен особым идейным смыслом, а работать плохо не станет стыдно, как раньше, вторую Братскую ГЭС и БАМ нам не построить.