Универсальный производственный конструктор
Будний рабочий день. В цехе по производству мебели, одном из подразделений ПТК «Империя», стоит звенящая тишина. Оборудование и станки молчат, рядом с ними нет ни одного человека. Спустя некоторое время голос из динамиков извещает об окончании перерыва, люди возвращаются к рабочим местам. До следующей паузы, о которой также известит беспристрастный динамик, никто не покинет цех без уважительной на то надобности.
Уверен, не всем работникам по душе это четкое расписание и не всякий способен выдержать строго регламентированное рабочее время - непривычный нашему менталитету способ повышения производительности труда. Поэтому сейчас можно с полной уверенностью сказать, что путем болезненного «естественного отбора», который неразрывно связан с не менее естественной текучкой кадров, производством в компании заняты люди, которые умеют, могут, а главное, хотят работать.
Однако рост производительности труда не может ограничиваться одними лишь запретительными мерами. Например, квалифицированные работники компании имеют несколько специализаций. То есть установщик окон, выезжающий к заказчику, в любой момент может встать к станку в цех по производству этих самых окон. То же самое может проделать и сборщик мебели. Что это дает?
Во-первых, существует взаимозаменяемость работников, поскольку установка окон все же сезонна. Во-вторых, работник имеет возможность сменить «форму труда», которую основоположник марксизма определил как «лучший отдых». В-третьих, такая организация производства позволяет каждому участнику лучше понимать смысл своей работы, видеть слабые места и возможности их устранения на каждом этапе.
В общем-то «имперский» метод организации труда напоминает правила, принятые на японских автоконцернах. Там рабочий не может простоять всю свою «трудовую книжку» на конвейере, его обязательно «перебросят» на другой участок, может быть даже связанный с кабинетной и бумажной работой. На первый взгляд, это разбазаривание опытных кадров, но, присмотревшись к качеству японских автомобилей, понимаешь, что в этом есть рациональное зерно.
Руководитель ПТК «Империя» Аркадий Нестеренко, отвергает всяческое заимствование японской схемы. По его словам, создать такую взаимозаменяемость заставили обстоятельства, в первую очередь, именно сезонность установки окон, а позже уже выявились и другие положительные моменты.
Кроме этого, каждый квалифицированный, зарекомендовавший себя работник компании проходит обязательное обучение с последующим подтверждением своих знаний сертификацией.
Первая польза от такого обучения видна невооруженным взглядом - это качество. Второй, немаловажный фактор состоит в том, что становится возможной система наставничества. Причем не по принципу: «этот человек давно здесь работает, он и будет наставником», а полагаясь на реальные подтвержденные знания и опыт работника.
Сейчас в городе существует, наверное, не менее двадцати фирм установщиков окон. Даже пару лет назад, если мыслить чисто эмпирически, весь этот рынок мог захватить ПТК «Империя». Но дело в том, что такая, линейная логика развития бизнеса, предполагающая экспансию торговой марки или услуги до возможных пределов, хорошо работает на кратковременную прибыль. Рано или поздно огромная компания, лишенная четкой системы управления, организации труда, и как следствие, хронически страдающая технологическими и сервисными «болезнями», рушится, раздавленная собственной несогласованной, неуправляемой массой. Попросту говоря, любые амбиции должны иметь под собой не эфемерное основание.
Важно, что путем проб и ошибок компания, по большей части интуитивно, сформировала свою, единую идеологию, в которой все взаимосвязано и взаимозаменяемо. Получился такой универсальный конструктор, где каждая деталь способна сформировать несколько жизнеспособных механизмов.