Иркутские ученые провели исследование быта кочевых эвенков в Бодайбинском районе
Как сообщили «МК Байкал» сегодня, 15 августа,
в пресс-службе вуза, участники экспедиции описали систему жизнедеятельности
эвенков, живущих в этих местах, которая значительно отличается от традиционно
изученной.
«Это вымирающая, «мерцающая» культура, – говорит участник экспедиции, кандидат исторических наук Алексей Тетенькин. – Кочевой образ жизни, присущий этому малому народу, в значительной степени сократился, но культура транспортного оленеводства еще сохраняется. На всем длинном пути нам встретились лишь две эвенкийские семьи, разделенные друг от друга большими пространствами тайги. Люди живут в трудных, порой экстремальных условиях, при полном отсутствии благ цивилизации и медицинского обслуживания».
Участники экспедиции проехали более
«За 15 лет, которые прошли с нашей последней экспедиции в эти места, часть стоянок разрушилась, некоторые постройки пришли в упадок или были использованы в виде дров», – рассказал ученый. По словам археолога, чтобы выжить, эвенки используют инфраструктуру геологических партий, пускают на дрова разрушенные постройки, пользуются печками-буржуйками, поддерживают контакты с изыскателями. Например, они могут устроиться работать каюрами у геологов-разведчиков.
В ходе экспедиции ученые встретились с семьей эвенков из пяти человек, проживающей в брошенном поселке у реки Хаверга и с еще одной семьей в местечке Малые Ковыли. Алексей Тетенькин отметил, что эвенки проводят полгода на летних стоянках, а зимой перебираются в более утепленные домики в глубине леса. У каждой семьи есть небольшие стада в 25–30 оленей, которых используют как транспортное средство. «Эвенки показали свои седла, сани и кожемялки для обработки оленьих шкур, – Алексей Тетенькин. – Ученые увидели белого тарагайка – молодого оленя-альбиноса, к которому в семье эвенков относятся с особым почитанием. Однако выяснить вопросы верования в этих эвенкийских семьях не удалось. Очевидно, что традиционная культура, которую застали русские в начале XIX века, уже не существует, остались лишь ее элементы. В частности, на дверях избы были обнаружены медвежьи лапы и подковы, служившие, по всей видимости, оберегами». По результатам экспедиции археологи подготовят научный отчет.