Иркутская область решила не держать бурятский язык за зубами

Во вторник, 28 февраля, губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев поручил членам регионального правительства выработать предложения по сохранению и развитию бурятского языка, который в настоящее время находится на грани исчезновения. Наработки чиновников станут основой для создания областной целевой программы. Сам губернатор на заседании Совета по делам Усть-Ордынского Бурятского округа сформулировал тезисы будущего документа, указав таким образом направление, в котором должны следовать его разработчики. Как считает глава региона, властям, во-первых, необходимо найти методы стимулирования у подрастающего поколения желания изучать бурятский язык. Таким способом может стать, например, проведение конкурсов. Во-вторых, стоит продумать и ввести систему премирования учителей, преподающих эту дисциплину, а также помочь школам в формировании специализированных классов. Подробности читайте в материале «ФедералПресс».
«Сохранение родного языка, традиций и обычаев бурятского народа должно стать неотъемлемой частью жизни каждой семьи округа. Знания должны передаваться от поколения к поколению, - подчеркнул Дмитрий Мезенцев на заседании Совета по делам Усть-Ордынского Бурятского округа. - Но в то же время мы должны выработать систему развития языка не только в округе, но и во всей Иркутской области».
Вопрос поддержки бурятского языка иркутские власти подняли неспроста. По данным переписи 2010 года, в России на этом языке говорят всего 218,5 тыс. человек. Еще меньше их в других странах, впрочем, и количество самих государств, где знают бурятский язык, можно сосчитать по пальцам - кроме России это еще Китай и Монголия. Таким образом, общее число людей, говорящих на различных диалектах бурятского, составляет в мире около 283 тыс. человек и стабильно сокращается. В связи с этим в 2005 году бурятский язык по решению ЮНЕСКО был занесен в Красную книгу исчезающих языков.
«Парадоксально, но даже для бурят их национальный язык стал иностранным, - описал положение дел начальник отдела образования на родных языках управления по сохранению и развитию национальной самобытности администрации Усть-Ордынского Бурятского округа Степан Прокопьев. - Молодежь неохотно изучает бурятский язык, ей даже на английском говорить проще».
Как рассказал Степан Прокопьев, власти Усть-Орды пытаются в своем округе поддерживать существование национального языка, внедрив его в образовательные программы, но количество школ и детсадов, где обучают бурятскому, не превышает и 30 %. Так, малышам родной язык преподают лишь в 48-ми садиках округа из 103-х, а в школах бурятский изучают 4,2 тыс. человек, или четверть от общего числа учащихся. Кроме того, язык преподают в Боханском педагогическом и Усть-Ордынском медицинском колледжах, Боханском филиале Бурятского государственного университета. На родном языке выходит окружная газета «Усть-Ордын Унэн» и радиопрограмма «Эхо времени».
Усть-ордынские власти имеют в арсенале еще несколько идей по сохранению и развитию родного языка, но уверены, что для достижения положительного результата необходима поддержка руководства области. Поэтому 28 февраля на заседании Совета по делам Усть-Ордынского округа местные чиновники обратились к членам регионального правительства с предложением помочь в открытии национальных школ.
«Сейчас вузы выпускают преподавателей бурятского языка, так сказать, узко специализированных, - отметил Степан Прокопьев. - А нам нужны многостаночники, то есть не просто преподаватели, умеющие говорить на бурятском, а педагоги, которые смогут и свободно песни петь на родном языке, и стихи читать. Поэтому мы решаем вопрос о том, чтобы в каждом из шести районов округа было хотя бы по одной национальной школе».
Однако представители областной власти, хоть и согласились с необходимостью защитить исчезающий язык, но заявили, что думать о создании таких школ преждевременно, и предложили свои варианты решения проблемы. По мнению вице-спикера заксобрания Приангарья Геннадия Истомина, специализированные школы могут попросту не укомплектоваться. «Ведь села в округе небольшие и даже среди детей-бурят родной язык изучают не все, - отметил депутат. - Безусловно, изучение бурятского языка должно быть, но нужно побуждать учить его в семьях, а не заставлять зубрить в школах».
С парламентарием согласилась член Общественной палаты Иркутской области Лариса Бартле, отметив, что большинство взрослых бурят не знают национальный язык, регион испытывает дефицит учителей бурятского, следовательно, его просто некому будет преподавать в национальных школах. «И классы тоже не наберутся, - уверена Бартле. - В первую очередь язык нужно изучать в семье, а школы - это второй рычаг».
Между тем, по мнению губернатора Дмитрия Мезенцева, для пополнения в Приангарье рядов преподавателей бурятского языка необходимо ввести систему премирования учителей. «Причем стимулировать нужно в том числе педагогов, ведущих на бурятском языке уроки математики, физики и так далее», - уверен глава Приангарья.
Побуждать детей и подростков к изучению бурятского языка можно через проведение различных конкурсов, считает губернатор. Кроме того, он предложил обдумать вопрос формирования в школах региона специализированных классов, в которых национальный язык могли бы изучать не только буряты, но и русские. По поручению Дмитрия Мезенцева члены областного правительства должны выработать предложения по сохранению и развитию бурятского языка, из которых впоследствии будет сформирована целевая программа.
Экспертный канал «ФедералПресс» © Светлана Латынина