Сокрушающая производительность недеяния
Сразу поясню: «недеяние» означает, что человеку незачем нарушать природный, космический порядок вещей и событий. Человек, исповедующий недеяние, чужд благам, грубо говоря, ему глубоко наплевать на все суетное, а лишние телодвижения, по его мнению, только умножают губительный хаос.
Недеяние – не синоним слова «лень». Наоборот, «наш» человек, подобно даосам, способен убить себя работой, если его убедить, что результаты труда будут выше космического порядка вещей. Только так страна, разрушенная войной, сумела совершить колоссальный прорыв в строительстве, производстве, выйти в космос, грохнуть «кузькиной матерью» в сто мегатонн, и задумчиво прислушаться к ударной волне, обошедшей землю четыре раза.
Руководитель одного из сельскохозяйственных холдингов в приватной беседе как-то рассказал, что однажды ему довелось исследовать одну из деревень Приангарья на предмет постройки там свинофермы. Планы строительства были уже согласованы, место для возведения стен свинарника выбрано, осталось только набрать рабочую силу для работы на уже почти построенном объекте. Представители холдинга собрали немногочисленное население деревни и объяснили: работа неквалифицированная, требующая досконального знания только лопаты, но зарплата для этих мест неплохая – 7-8 тысяч рублей (дело, кстати, было пару лет назад). Деревенские внимательно выслушали и молча потянулись к выходу. Записываться в работяги никто не стал. Свое «недеяние» пояснили просто – картошка у нас своя, скотина своя, самогона выгоним столько, сколько потребуется, полдеревни пенсионеры с обязательными пенсиями, которые тратятся на хлеб и небольшие излишества. Какой смысл работать за раскрашенную, несъедобную бумагу госзнака? Зачем эта ферма? Для чего нарушать привычный покой и уклад жизни?
Ферму, кстати, все же построили, но работают там вахтовым методом неместные. Тем не менее «космос» над деревней, далее сквозь галактику и до края вселенной не претерпел изменений.
Проблема была в том, что работа на ферме была подана местным жителям безыдейно, просто как источник заработка. Достаточно было захватить деревенских остаповскими «Нью-Васюками», описать перспективу межгалактического свинарника - и от желающих работать отбою не было бы. Шутка, конечно, но фактора «идейности» не учитывают многие работодатели и от этого значительно теряют в производительности труда своих подчиненных. Некоторые замыкают идею саму на себя, называя ее «благом компании», и тоже, надо заметить, не выигрывают. Наш человек не может работать только за деньги. Это возможно только в протестантской культуре Запада, которая, признаться, все же теснит последнее время русский даосизм, внедряясь в наш «космос» обществом потребления.
Трудолюбие у нас хоть не порицаемо, но к людям, работающим от рассвета до заката исключительно за «бабло», справедливо относятся с подозрением, даже с большим, чем к радикально непьющим. И олигархов, кстати, не любят не потому, что у них много денег, а потому, что тратят они их на пустые понты. То есть не на все ту же Идею, а на маленькие, обрывочные мыслишки, никоим образом не задевающие «космос».