Сергей Романчук: философ в поиске причин человеческих пороков
08.10.2009
«Не плыви против течения. Не плыви по течению. Плыви туда, куда тебе надо». Эти слова Козьмы Пруткова стали жизненным правилом искусного мастера, путешественника и философа Сергея Романчука. Он никому не противоречит, ни под кого не подстраивается, он живет так, как хочет жить.
В плену любимых «железок»
Сережу с детства увлекали «железки». Еще в шестом классе, чтобы понять, почему стрелка движется, он залез ночью в трактор, выломал прибор и разобрал его. Не удивительно, что и специальность он выбрал соответствующую - механик по ремонту и эксплуатации автотранспорта. Когда на Братском авторемонтном заводе, куда Сергей приехал по комсомольской путевке в 1961 году, проводили анкету на тему выбора профессии, оказалось, что только Романчук работает в той области, о которой мечтал со школьной скамьи.
Не изменил своему призванию он и на призывном пункте военкомата. Из предложений - пойти стрелком-радистом на самолет или мотористом на подводную лодку он, не задумываясь, выбрал службу поближе к моторам. Вот только дослужить до конца не пришлось. Через полтора года у совершенно здорового парня вдруг случилось серьезное заболевание желудка. Его прооперировали и комиссовали домой. Он вернулся к родителям на Украину, окончил там техникум по своей же специальности и в 1969 году вновь отправился в Братск.
В первый год ремонтировал разъездные машины в телецентре. Работа нравилась, но молодому семьянину, а приехал он с женой и дочкой, нужна была квартира. Жилье пообещали в «Лифтмонтаже», где катастрофически не хватало специалистов. С душой взялся за новое дело. Однако тяжелые условия труда усугубляли и без того серьезную болезнь, и врачи порекомендовали Сергею поменять место работы. Тогда он устроился механиком автоматической системы управления на Братском ЛПК и проработал там 32 года. Всю трудовую жизнь он служил любимому делу так, как когда-то напутствовал отец, - «Чтобы за работу перед людьми стыдно не было».
Бутылки с секретом
На пенсию ушел только в 66 лет. Для многих людей уход на «заслуженный отдых» - трагедия, но не для Сергея Романчука. Давным-давно, когда он только начинал работать механиком, на его предприятии два пенсионера уволились, но не прошло и двух недель, - вернулись обратно и долго рассказывали, как плохо остаться не у дел. Один из них поведал, что таскал камни из одного угла огорода в другой, чтобы хоть чем-то себя занять. Крепко задумался Сергей о том, как такого не допустить, и придумал себе необычное увлечение, на которое требуется масса времени.
Он научился собирать различные модели в бутылке. Нет, Сергей Романчук не делает корабли в бутылках, ибо их делают все, кто занимается этим творчеством. Зато у него есть другие диковинки – избушки на курьих ножках вместе с Бабой Ягой, правильно собранные кубики Рубика, винтовая лестница из 33 закрученных в деревянный стержень шурупов и другие удивительные вещи. И все это сделано сквозь узкое бутылочное горлышко. Но как? «Секрет», - отвечает искусный мастер.
Свою первую работу – пробку с клиньями он изготовил в далекие шестидесятые годы и потратил на эту головоломку семь лет. Сегодня он делает модели значительно быстрее и гораздо сложнее. Например, смастерил моргающую Бабу Ягу и работающую мельницу, которая на выставке в Иркутске три месяца крутила лопастями. Вырастил камень - кристалл калия железоксидеродистого и подвесил на цепях колесо телеги с пятью горящими лампочками. А еще, подглядев идею в иркутском музее, внутри шара из пексиглаза выточил другой шар, причем такой же идеальной формы.
В настоящее время Сергей Романчук одержим новыми фантазиями. В его планах доделать летающего Икара и закончить работу над вечным двигателем.
Природа-целительница
Не меньше наш герой увлечен туризмом. Страстный любитель природы, он не мог усидеть дома. Однако после армии врачи запрещали ему выходить за черту города, поскольку в любой момент могла открыться язва желудка. Обуреваемый желанием путешествовать, он объявил болезни войну. Сначала отдал себя на откуп медикам. Но уже и кровь переливать стало нельзя, и лекарства организм отказывался принимать, а язва все не отпускала. Тогда судьба подкинула Романчуку знакомство с человеком, обладающим удивительными способностями, полученными в результате занятий йогой. Из его старинной книги Сергей узнал о пути к совершенству тела и духа. Переписал упражнения, переработал их под себя, и в течение нескольких лет каждый день, кроме субботы, посвящал им по три с половиной часа. Эти неустанные занятия и очередная операция дали свой результат. После 20 лет изнурительной болезни он, наконец, начал без опаски ходить в тайгу: летом - по ягоды, зимой – на лыжах. С каждым годом маршрут становился все продолжительнее. Появился тяжелый рюкзак. И вот уже четверть века Сергей Иванович путешествует по Байкалу, по БАМу, совершает восхождения на горы.
Он с восторгом рассказывает об удивительном острове Ярки, что расположен в трех километрах от Нижнеангарска. Этот остров тянется на 20 километров в длину, при этом его ширина всего 50 метров. С одной стороны острова – Байкал. Можно полдня идти по озеру, и вода будет по колено, да такая теплая, что выходить не хочется. С другой стороны – вода, перемешанная с песком, которая чавкает под ногами, словно болото.
Другое уникальное место - пустыня Новая Чара, что расположилась среди тайги и болот Читинской области. «В мире нет ничего подобного. Вокруг сланцевые горы, а пустыня из кварцевого песка, высота барханов и дюн достигает 80 метров», - рассказывает путешественник. Еще одно его любимое место отдыха – долина Дзелинда, что подальше Нижнеангарска. Даже тучи комаров и мошек не мешают получить там удовольствие от купания в горячих источниках температурой 70 и 44 градуса.
Побывал Сергей Романчук на острове Ольхон, ходил пешком от Северобайкальска на мыс Котельниковский, четырежды проходил старую железную дорогу вокруг Байкала.
Но особая его страсть – это горы. Восемь раз он поднимался на Саяны, ходил на Шумак, преодолевал перевал высотой 2909 метров. Тепло вспоминает поход на мыс Котельниковский, с упоением рассказывает, как целых три дня преодолевали они с семьей бывшего работника департамента образования Владимира Боровкова пять километров пути по нехоженым тропам и береговым завалам, как черпали воду из следов лошадиных копыт, чтобы напоить детей. Не забыл и путешествие на Шумак, когда пришлось, оставив лошадей, подниматься на перевал по пояс в снегу. Опытному туристу отказали ноги, и преодолеть подъем ему помогли работник районной администрации Мария Лактионова и бывший коллега по ЦЗ-1 Юрий Климов. «С такими ребятами я готов пойти куда угодно», - говорит Сергей Романчук.
Десять лет назад он начал еще и по рекам сплавляться. Предпочтение отдает потрясающе живописным Купе, Куте, Ние. Да, эти реки тихие и спокойные, но наш герой не стремится к экстриму, он жаждет слушать природу и созерцать ее красоту.
Философия молодости
Сергей Иванович выглядит значительно моложе своих лет. И способствуют тому здоровый образ жизни, внутреннее состояние духа и умение замедлить работу ДНК-старения. Секрет третьей составляющей мой собеседник не открыл, зато о первых двух кое-что рассказал.
Например, почему не пьет и как бросил курить. Еще в шестом классе, желая понять, почему его дядя пьяный - дурной, а трезвый – хороший, провел на себе эксперимент. Напился, да так, что в глазах троилось. Помнит, как твердил себе: «Не делай глупостей, ты ставишь опыт», но контролировать себя не удавалось. 13-летнего исследователя поразила власть алкоголя над человеком, и он решил, что на его столе спиртным напиткам места не будет.
Курить Сергей Иванович бросил четыре года назад. Он не кодировался и не принимал таблеток, а работал с собственной психикой. Четыре месяца внушал себе, что курение – это ужасно вредная привычка, и однажды, проснувшись утром, не захотел взять сигарету.
На книжных полках нашего героя только философская литература. Причем, он не просто читает книги, он каждую перерабатывает. Годами ищет ответы на вопросы, например, зачем мы живем или для чего человеку дан разум, и не успокаивается, пока не найдет. Согласно его философии, неудача - это урок, который надо достойно преодолеть. Мечта, по его мнению, должна быть несбыточной, в противном случае, это – лишь заурядное желание. Такое же глобальное понятие для него «Любовь». «Когда известный на всю страну человек говорит о том, что у него была первая, потом вторая, потом третья любовь, не верьте ему. Это – не любовь, это – похоть. Настоящая любовь – явление редкое», - убежден Сергей Романчук.
И мудрость, в его понимании, это не жизненный опыт. По крайней мере, не это главное. На первом месте в определении мудрости должно быть измененное состояние сознания, на втором – пограничное состояние сознания и только на третьем – жизненный опыт. Кстати, каждое понятие мой собеседник иллюстрирует притчей. Вот и на эту тему он рассказал маленькую историю. В поселке жил старец, которого все считали мудрецом. Один юноша решил проверить, что это за мудрец, поймал птицу и пошел к нему. Спрашивает: «Кто у меня в руке?». «Птица», - отвечает старик. «А живая или мертвая?», - задает вопрос юноша, а сам думает: «Ответит, что живая, - задушу птицу, а скажет, что мертвая, - выпущу. Но в ответ прозвучало: «Птица в твоих руках».
Есть у Сергея Ивановича собственное мнение и по поводу того, почему одни люди добрые, а другие – злые. По его словам, причиной тому вовсе не воспитание. Просто первые на подсознательном уровне знают, что надо жить праведно, иначе по ту сторону ждет наказание, а для вторых эта информация закрыта.
Кстати, Сергей Романчук никогда не дает оценки людям, считая, что не вправе этого делать. Он убежден, что каждого следует воспринимать таким, какой есть. И каждый человек по-своему интересен и ценен. Более того, тот, кто ничем не интересуется, заинтриговывает больше, нежели натура увлеченная. «Почему»? – недоумеваю я. «Чем-то интересоваться – это для человека естественно, а вот если он ничем не увлекается, значит, с ним что-то случилось. Вот мне и интересно, что же такое с ним случилось?», - отвечает увлеченный философ.
Сережу с детства увлекали «железки». Еще в шестом классе, чтобы понять, почему стрелка движется, он залез ночью в трактор, выломал прибор и разобрал его. Не удивительно, что и специальность он выбрал соответствующую - механик по ремонту и эксплуатации автотранспорта. Когда на Братском авторемонтном заводе, куда Сергей приехал по комсомольской путевке в 1961 году, проводили анкету на тему выбора профессии, оказалось, что только Романчук работает в той области, о которой мечтал со школьной скамьи.
Не изменил своему призванию он и на призывном пункте военкомата. Из предложений - пойти стрелком-радистом на самолет или мотористом на подводную лодку он, не задумываясь, выбрал службу поближе к моторам. Вот только дослужить до конца не пришлось. Через полтора года у совершенно здорового парня вдруг случилось серьезное заболевание желудка. Его прооперировали и комиссовали домой. Он вернулся к родителям на Украину, окончил там техникум по своей же специальности и в 1969 году вновь отправился в Братск.
В первый год ремонтировал разъездные машины в телецентре. Работа нравилась, но молодому семьянину, а приехал он с женой и дочкой, нужна была квартира. Жилье пообещали в «Лифтмонтаже», где катастрофически не хватало специалистов. С душой взялся за новое дело. Однако тяжелые условия труда усугубляли и без того серьезную болезнь, и врачи порекомендовали Сергею поменять место работы. Тогда он устроился механиком автоматической системы управления на Братском ЛПК и проработал там 32 года. Всю трудовую жизнь он служил любимому делу так, как когда-то напутствовал отец, - «Чтобы за работу перед людьми стыдно не было».
Бутылки с секретом
На пенсию ушел только в 66 лет. Для многих людей уход на «заслуженный отдых» - трагедия, но не для Сергея Романчука. Давным-давно, когда он только начинал работать механиком, на его предприятии два пенсионера уволились, но не прошло и двух недель, - вернулись обратно и долго рассказывали, как плохо остаться не у дел. Один из них поведал, что таскал камни из одного угла огорода в другой, чтобы хоть чем-то себя занять. Крепко задумался Сергей о том, как такого не допустить, и придумал себе необычное увлечение, на которое требуется масса времени.
Он научился собирать различные модели в бутылке. Нет, Сергей Романчук не делает корабли в бутылках, ибо их делают все, кто занимается этим творчеством. Зато у него есть другие диковинки – избушки на курьих ножках вместе с Бабой Ягой, правильно собранные кубики Рубика, винтовая лестница из 33 закрученных в деревянный стержень шурупов и другие удивительные вещи. И все это сделано сквозь узкое бутылочное горлышко. Но как? «Секрет», - отвечает искусный мастер.
Свою первую работу – пробку с клиньями он изготовил в далекие шестидесятые годы и потратил на эту головоломку семь лет. Сегодня он делает модели значительно быстрее и гораздо сложнее. Например, смастерил моргающую Бабу Ягу и работающую мельницу, которая на выставке в Иркутске три месяца крутила лопастями. Вырастил камень - кристалл калия железоксидеродистого и подвесил на цепях колесо телеги с пятью горящими лампочками. А еще, подглядев идею в иркутском музее, внутри шара из пексиглаза выточил другой шар, причем такой же идеальной формы.
В настоящее время Сергей Романчук одержим новыми фантазиями. В его планах доделать летающего Икара и закончить работу над вечным двигателем.
Природа-целительница
Не меньше наш герой увлечен туризмом. Страстный любитель природы, он не мог усидеть дома. Однако после армии врачи запрещали ему выходить за черту города, поскольку в любой момент могла открыться язва желудка. Обуреваемый желанием путешествовать, он объявил болезни войну. Сначала отдал себя на откуп медикам. Но уже и кровь переливать стало нельзя, и лекарства организм отказывался принимать, а язва все не отпускала. Тогда судьба подкинула Романчуку знакомство с человеком, обладающим удивительными способностями, полученными в результате занятий йогой. Из его старинной книги Сергей узнал о пути к совершенству тела и духа. Переписал упражнения, переработал их под себя, и в течение нескольких лет каждый день, кроме субботы, посвящал им по три с половиной часа. Эти неустанные занятия и очередная операция дали свой результат. После 20 лет изнурительной болезни он, наконец, начал без опаски ходить в тайгу: летом - по ягоды, зимой – на лыжах. С каждым годом маршрут становился все продолжительнее. Появился тяжелый рюкзак. И вот уже четверть века Сергей Иванович путешествует по Байкалу, по БАМу, совершает восхождения на горы.
Он с восторгом рассказывает об удивительном острове Ярки, что расположен в трех километрах от Нижнеангарска. Этот остров тянется на 20 километров в длину, при этом его ширина всего 50 метров. С одной стороны острова – Байкал. Можно полдня идти по озеру, и вода будет по колено, да такая теплая, что выходить не хочется. С другой стороны – вода, перемешанная с песком, которая чавкает под ногами, словно болото.
Другое уникальное место - пустыня Новая Чара, что расположилась среди тайги и болот Читинской области. «В мире нет ничего подобного. Вокруг сланцевые горы, а пустыня из кварцевого песка, высота барханов и дюн достигает 80 метров», - рассказывает путешественник. Еще одно его любимое место отдыха – долина Дзелинда, что подальше Нижнеангарска. Даже тучи комаров и мошек не мешают получить там удовольствие от купания в горячих источниках температурой 70 и 44 градуса.
Побывал Сергей Романчук на острове Ольхон, ходил пешком от Северобайкальска на мыс Котельниковский, четырежды проходил старую железную дорогу вокруг Байкала.
Но особая его страсть – это горы. Восемь раз он поднимался на Саяны, ходил на Шумак, преодолевал перевал высотой 2909 метров. Тепло вспоминает поход на мыс Котельниковский, с упоением рассказывает, как целых три дня преодолевали они с семьей бывшего работника департамента образования Владимира Боровкова пять километров пути по нехоженым тропам и береговым завалам, как черпали воду из следов лошадиных копыт, чтобы напоить детей. Не забыл и путешествие на Шумак, когда пришлось, оставив лошадей, подниматься на перевал по пояс в снегу. Опытному туристу отказали ноги, и преодолеть подъем ему помогли работник районной администрации Мария Лактионова и бывший коллега по ЦЗ-1 Юрий Климов. «С такими ребятами я готов пойти куда угодно», - говорит Сергей Романчук.
Десять лет назад он начал еще и по рекам сплавляться. Предпочтение отдает потрясающе живописным Купе, Куте, Ние. Да, эти реки тихие и спокойные, но наш герой не стремится к экстриму, он жаждет слушать природу и созерцать ее красоту.
Философия молодости
Сергей Иванович выглядит значительно моложе своих лет. И способствуют тому здоровый образ жизни, внутреннее состояние духа и умение замедлить работу ДНК-старения. Секрет третьей составляющей мой собеседник не открыл, зато о первых двух кое-что рассказал.
Например, почему не пьет и как бросил курить. Еще в шестом классе, желая понять, почему его дядя пьяный - дурной, а трезвый – хороший, провел на себе эксперимент. Напился, да так, что в глазах троилось. Помнит, как твердил себе: «Не делай глупостей, ты ставишь опыт», но контролировать себя не удавалось. 13-летнего исследователя поразила власть алкоголя над человеком, и он решил, что на его столе спиртным напиткам места не будет.
Курить Сергей Иванович бросил четыре года назад. Он не кодировался и не принимал таблеток, а работал с собственной психикой. Четыре месяца внушал себе, что курение – это ужасно вредная привычка, и однажды, проснувшись утром, не захотел взять сигарету.
На книжных полках нашего героя только философская литература. Причем, он не просто читает книги, он каждую перерабатывает. Годами ищет ответы на вопросы, например, зачем мы живем или для чего человеку дан разум, и не успокаивается, пока не найдет. Согласно его философии, неудача - это урок, который надо достойно преодолеть. Мечта, по его мнению, должна быть несбыточной, в противном случае, это – лишь заурядное желание. Такое же глобальное понятие для него «Любовь». «Когда известный на всю страну человек говорит о том, что у него была первая, потом вторая, потом третья любовь, не верьте ему. Это – не любовь, это – похоть. Настоящая любовь – явление редкое», - убежден Сергей Романчук.
И мудрость, в его понимании, это не жизненный опыт. По крайней мере, не это главное. На первом месте в определении мудрости должно быть измененное состояние сознания, на втором – пограничное состояние сознания и только на третьем – жизненный опыт. Кстати, каждое понятие мой собеседник иллюстрирует притчей. Вот и на эту тему он рассказал маленькую историю. В поселке жил старец, которого все считали мудрецом. Один юноша решил проверить, что это за мудрец, поймал птицу и пошел к нему. Спрашивает: «Кто у меня в руке?». «Птица», - отвечает старик. «А живая или мертвая?», - задает вопрос юноша, а сам думает: «Ответит, что живая, - задушу птицу, а скажет, что мертвая, - выпущу. Но в ответ прозвучало: «Птица в твоих руках».
Есть у Сергея Ивановича собственное мнение и по поводу того, почему одни люди добрые, а другие – злые. По его словам, причиной тому вовсе не воспитание. Просто первые на подсознательном уровне знают, что надо жить праведно, иначе по ту сторону ждет наказание, а для вторых эта информация закрыта.
Кстати, Сергей Романчук никогда не дает оценки людям, считая, что не вправе этого делать. Он убежден, что каждого следует воспринимать таким, какой есть. И каждый человек по-своему интересен и ценен. Более того, тот, кто ничем не интересуется, заинтриговывает больше, нежели натура увлеченная. «Почему»? – недоумеваю я. «Чем-то интересоваться – это для человека естественно, а вот если он ничем не увлекается, значит, с ним что-то случилось. Вот мне и интересно, что же такое с ним случилось?», - отвечает увлеченный философ.