Рекламное место 2

Событие дня

ВСЖД объявила о продаже билетов на новый «Дневной экспресс» следованием Иркутск-Улан-Удэ, первый рейс которого из Иркутска отправится 20 декабря и 21 декабря - из Улан-Удэ.
Братский лесохимик
Погода
г. Иркутск
Чт, утро
-1
1
Чт, день
7
9
Чт, вечер
4
6
Пт, ночь
-1
1

Опрос

Оправдал ли Левченко ваши ожидания на посту губернатора региона?


Билет в никуда

28.02.2009
«Высшее образование – это не панацея от бед, это просто нормальное состояние человека», - сказал несколько лет назад ректор Омского государственного педагогического университета Константин Чуркин. В сегодняшней реальности эти слова могут прозвучать дико, потому как главной ценностью для учащихся вузов и для их родителей стали не знания как таковые, а некий материализованный продукт образования, картонная корочка – диплом. Между тем люди, вкладывающие немалые деньги в получение этого продукта, забывают о самом главном - профессию и карьерный рост, а значит, и продвижение по социальной лестнице этот продукт сам по себе обеспечить не может. Все выше перечисленное может быть достигнуто только в результате применения на практике определенных знаний, которые не покупаются ни за какие деньги и добываются тяжелой сознательной работой над собой. Подмена этих понятий происходила долгие годы. Те самые годы, когда в нашей стране осуществлялась так называемая реформа высшей школы. На деле  она обернулась тем, что учебные заведения, где молодые люди, по определению, должны получать путевку в жизнь, превратились в жалкие конторишки по предоставлению  сомнительного рода образовательных услуг за отнюдь не маленькие деньги. И все бы ничего, только вот устроиться на работу после окончания такой конторишки практически невозможно. Выпускники многих вузов повсеместно сталкиваются с тем, что в кадровых отделах многих предприятий висят объявления: «Выпускников такого-то вуза просьба не беспокоить». Особенно  нелестной репутацией страдают филиалы. Вот что думает по этому поводу  ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов: «Сегодня в России наблюдается абсолютное «перепроизводство» вузов. У нас средний размер вуза – две с половиной тысячи студентов. Это значит, что примерно половину вузов и филиалов следует ликвидировать». Ярослав Кузьминов убежден, что необходимо «? «наехать» на филиалы и непрофильные, созданные для окучивания рынка факультеты – вот эти самые «живопырки» закрыть, где один преподаватель по четыре предмета читает».
Однако Ярослав Кузьминов зря беспокоится, наезжать ни на кого не придется. Есть основания полагать, что эти «живопырки» не доживут до претворения в жизнь решения министерства образования и науки России о дальнейшей реструктуризации вузов страны и сами скуксятся и обанкротятся естественным образом. И поможет им в этом не только мировой кризис, но и попросту здравый смысл и объективные законы развития глобального общества.
Попытаемся разобраться, как и почему это произойдет. По мнению ректора Братского филиала Байкальского госуниверситета экономики и права, доктора экономических наук Елены Епифанцевой, реформа высшего образования нужна была для того, чтобы, во-первых, интегрировать образование в новую социально-экономическую ситуацию, сложившуюся  в России, во-вторых, чтобы страна  могла стать полноправным участником единого европейского образовательного пространства. Ни с той, ни с другой задачей реформа не справилась. Многочисленные свежеиспеченные в большом количестве юристы, экономисты, финансисты, рекламисты, пиарщики, менеджеры и прочие новомодные псевдоспециалисты рыщут на рынке в поисках работодателей и не находят их, а российские дипломы, как были за рубежом волчьими билетами, так и остались. Зато  мы по полной программе столкнулись с  проблемой востребованности вузовской науки, кадровым голодом и интеллектуальной деградацией высшей школы, колоссальным отрывом отечественной исследовательской базы от мировых современных технологий. Мы столкнулись и с тем, что наша некогда самая читающая страна в мире теперь ничем не отличается от стран третьего мира, а наши граждане не умеют не только грамотно писать, но и  литературно изъясняться по-русски. 
Апологеты платного образования утверждают, что тенденция превращения образования в  товар наблюдается во всем  цивилизованном мире, ибо инвестиции в человека считаются самыми выгодными. Это действительно так, только  у нас в стране,  как уже говорилось выше, продуктом стали не знания, а корки об окончании  преимущественно каких-то «живопырок».
Что происходило в мире? Почему образование стало платным, а знания выгодным товаром? Дело в том, что в результате научно-технического прогресса  научные и инженерные знания стали трансформироваться в коммерческие продукты. В результате чего настоящие зарубежные  вузы, с хорошей академической школой и научной базой,  постепенно превратились не в места производства знаний, а в  места производства инновационных технологий и новых кадровых позиций на рынке труда. Короче, вузы у них постепенно становились генераторами  идей. У нас же, наоборот, произошел обратный процесс, наука оказалась отринутой и отброшенной на задворки  учебного процесса, а вузы превратились в коммерческие лавчонки. По мнению проректора по инновациям и стратегическому развитию Владимирского госуниверситета Сергея Аракеляна, это большая иллюзия, что вузы могут напрямую выйти на рынок и начать торговать. В тех же самых США, которые часто ставят в пример, никто не думает о коммерции. На базе вузов там создаются национальные лаборатории, от которых уже отпочковываются малые предприятия. К сожалению, убежден Сергей Аракелян, гораздо проще добыть и продать нефть, нежели создать и реализовать интеллектуальный продукт. Отечественные вузы этого делать так и не научились.
Ссылаясь на мировые тенденции  коммерциализации образования, представители высшей школы сознательно умалчивают о том, что одной из важных составляющих этой тенденции является существенное удешевление стоимости образования во всем мире.
Объясняется этот феномен очень просто. Все дело в современных  технологиях. Развитие глобальной информационной сети сделало весьма популярным  такое изобретение, как дистанционное обучение. Оно позволяет получать знания, не тратя деньги на проживание в другом городе, и дает возможность получить доступ к действительно элитным академическим школам. Иными словами, вы можете закончить Гарвард, находясь в любой точке земного шара. Единственное, что для этого необходимо, - ваша воля, упорный труд и неистребимая жажда самообразования. Ведь не секрет, что большинство клиентов нынешних российских вузов, в первую очередь филиалов, идут туда только потому, что родители не могут позволить содержать  и обучать ребенка на протяжении нескольких лет в мегаполисах.
Родительское желание продвинуть свое чадо  вперед по социальной лестнице по-человечески понятно. Кто же будет жалеть деньги на образование ребенка?  Однако практика показывает, что российские граждане, большей частью неискушенные в столь щепетильном и тонком вопросе, поскольку большинство из них привыкло верить в незыблемое качество советской высшей школы, поддаются рекламе модных и не востребованных рынком специальностей. Абитуриенты и их родители не владеют техниками выбора и ориентируются на те вузы, которые ведут агрессивную рекламу.   А вузы, не имеющие объективного представления о потребностях рынка, так как  в приоритете имеют не инновационные подходы, а шкурный интерес,  все больше средств направляют на эту рекламу в ущерб непосредственно учебному процессу. Исследования последних лет подтверждают, что  процент контактной педагогики, то есть  живые лекции, в структуре затрат год от года снижается, а затраты на формирование бренда и имиджа существенно растут. Иными словами, руководство вузов предпочитает тратить деньги на рекламу и меньше платить преподавателям за их работу.
Если в храме знаний нет самого ценного – живого академического слова, то зачем вообще нужен такой вуз? Не проще ли сразу купить диплом, не тратя времени? Дешевле обойдется. Именно такое мнение приходится все чаще слышать от молодых людей, которые бросают вузы незаконченными, уходя из их стен, полностью разочаровавшись в  самом факте необходимости и полезности высшего образования. И если вузы экономят на профессорах, то почему они не снижают плату за обучение, как это происходит во всем  цивилизованном мире?
Один из сотрудников управления образования Иркутской области, пожелавший остаться неизвестным, сказал, что филиалы вузов возникли как необходимое зло,  во-первых, потому, что Россия находится на задворках информационных технологий в части образования, а во-вторых, потому, что наши соотечественники ментально не готовы к самостоятельному  обучению. Практически все представители академической высшей школы скептически относятся к уровню образования, которое способны предоставить филиалы, и называют его  худшим в разы. Но они выражают надежду, что  по мере того как  будут развиваться информационные технологии и расти уровень разочарования граждан качеством образования, получаемого в филиалах, они сами зачахнут. Умрут естественным образом, утратив спрос на  свои услуги. Поэтому, убежден источник, зря волнуется профессор Ярослав Кузьминов,  по поводу «живопырок», их можно и не закрывать. Их судьбу  решат российские граждане, когда поймут ценность настоящих знаний и их стратегическое отличие  от пустого диплома, который, по сути, является билетом в никуда.

Оставь свой комментарий

  
 
 
 
 
 
Защитный код
сгенерировать другой код
  
 

Актуально

Банк ВТБ готовит для иркутян новые корпоративные образовательные проекты и социальные акции
В 2017 году ВТБ продолжил серию социальных и образовательных мероприятий в Иркутской области. Одно из важных направлений – повышение финансовой грамотности.
Парламентский вестник
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30           
Архив
МК Байкал

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Каталог сайтов Братска cat.zie.ru Каталог сайтов OpenLinks.RU