Вадим Литвиненко: Владение памятником – это большая ответственность
В августе этого года вступили в силу изменения в федеральное законодательство, касающееся охраны объектов культурного наследия – в сотни раз выросли штрафы за ненадлежащее содержание памятников, а также существенно увеличены сроки лишения свободы в случае уголовной ответственности. Для Иркутска, где расположено более тысячи памятников архитектуры — в основном деревянные дома, в которых зачастую проживают люди, изменения закона станут особенно ощутимыми. О том, какая ответственность последует за ненадлежащее содержание памятников, рассказали руководитель Службы по охране объектов культурного наследия Вадим Литвиненко и его заместитель Григорий Ивлев.
Вопрос: Какие именно изменения произошли в Уголовном Кодексе РФ в отношении охраны памятников?
Григорий Ивлев: По уголовной статье за уничтожение или повреждение памятника значительно ужесточили наказание: максимальный штраф вырос с 30 тыс. рублей до 3 млн рублей, а максимально возможное лишение свободы – с двух до шести лет. Кроме того, появилась новая статьи в УК РФ – за нарушения правил использования объектов культурного наследия теперь грозит штраф до 1 млн рублей и до двух лет лишения свободы, а за незаконный поиск и изъятие археологических предметов до шести лет лишения свободы.
Вопрос: Изменения также коснулись и административной ответственности?
Григорий Ивлев: Действительно, усилена и административная ответственность. Так, самый большой штраф – до 60 млн рублей – согласно КоАП, теперь предусмотрен за повреждение объектов культурного наследия, находящихся под охраной ЮНЕСКО. За повреждение других объектов культурного наследия штраф увеличен с 30 тыс. то 300 тыс. рублей для физических лиц и с 50 тыс. до 20 млн рублей для юридических лиц. За проведение работ без разрешения органов охраны памятников штраф вырос с 1,5-3 тыс. рублей до 1 млн рублей. Нововведением стала административная ответственность должностных лиц, в результате неправильных управленческих решений которых был нанесен вред памятнику. За такое правонарушение предусмотрен штраф до 600 тыс. рублей.
Вопрос: Имеет ли значение месторасположение памятника, его статус?
Вадим Литвиненко: Это федеральный закон, и он устанавливает общность подходов в отношении всех памятников федерального, регионального и местного значения, вне зависимости от того, расположен ли он в центре Санкт-Петербурга или на окраине какого-то поселка.
Вопрос: Не считаете ли вы новые штрафы чрезмерными?
Вадим Литвиненко: Мы понимаем, что содержать памятники сложно и дорого. Но мы сохраняем не отдельно взятый деревянный дом, а историю. Ведь не секрет, что многие объекты культурного наследия имеют ценность не с точки зрения архитектуры, а потому что там происходили определенные исторические события. Поэтому с точки зрения сохранения памятников изменения в законодательстве дадут положительный эффект. Пользователи, собственники должны понимать, что финансовая ответственность может привести к тому, что они лишатся памятников, с которыми нерадиво обращались.
Вопрос: Однако в Иркутске зачастую в домах, являющихся памятниками, проживают пожилые люди, которые просто не имеют возможности содержать их. Как быть этой категории собственников?
Вадим Литвиненко: Это действительно так. И лично мое мнение, что людям, которые не имеют финансовой возможности содержать памятник надлежащим образом, лучше избавляться от этого имущества: продавать, обменивать, в конце концов, существует возможность деприватизации. Если такой дом передают по наследству, то иногда проще от него отказаться. Тем более, что все еще есть случаи, когда право собственности регистрируется впервые. То есть дом был получен десятки лет назад, с тех пор его не перепродавали. А после смерти собственника его наследники приходят в Росреестр регистрировать право собственности и узнают, что дом является памятником и вместе с ними они получат определенные охранные обязательства.
Вопрос: А есть ли реальный спрос на такие дома? Могут ли люди продать такое жилье?
Вадим Литвиненко: Если дом расположен, скажем, в центре Иркутска, то тут вообще нет никакой проблемы. Как правило, такие здания привлекательны с коммерческой точки зрения. Есть пример, когда строительная компания выкупила два таких дома, построила рядом с ними жилой комплекс, предоставив прежним собственникам там квартиры. Дома-памятники же были отреставрированы, сейчас там располагаются разные организации. В областном центре, в частности, существует Агентство развития памятников Иркутска, которое занимается привлечением инвесторов к реставрации памятников и последующим предоставлением в собственность. Не исключено, что это агентство также может находить какие-то варианты для обмена жилья.
Вопрос: Сколько памятников Агентство уже передало в частные руки?
Вадим Литвиненко: Важным моментом является то, что агентство передает памятники в собственность только после того, как инвестор проведет реставрацию. Право на реставрацию и последующую собственность разыгрывается на аукционе. Насколько мне известно, к настоящему моменту проведено около 20 аукционов, а к концу года в уставном капитале Агентства будет около 50 домов-памятников.
Вопрос: Имеет ли возможность собственник исключить свой дом из реестра памятников?
Вадим Литвиненко: С юридической точки зрения такая возможность есть, однако решение об исключении объекта из реестра памятников принимается только постановлением правительства РФ. Так что такие случаи единичны в стране.