Дмитрий Мезенцев: Закон о выборах должен быть справедливым
В пятницу, 27 января, на пресс-конференции губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев заявил о необходимости внести изменения в избирательное законодательство РФ, после того как Центральная избирательная комиссия РФ официально отказала ему в регистрации в качестве кандидата на выборах президента России. Центризбирком забраковал 3,92 % подписей, собранных в поддержку главы Приангарья, таким образом он не набрал необходимых 2 млн. Об участии в президентской гонке и дальнейших планах на посту губернатора региона Дмитрий Мезенцев рассказал в интервью «ФедералПресс».
Конференция состоялась 27-01-2012
- Официально ЦИК РФ отказала вам в регистрации в качестве кандидата на выборах президента России. Чем для вас стало участие в предвыборной гонке?
Для меня это прежде всего опыт. Я понимаю, что без поддержки профсоюзного актива Восточно-Сибирской железной дороги, который выдвинул меня на пост главы государства, мы бы не смогли собрать 2 млн подписей за столь короткое время.
По результатам проверки подписей экспертами, юристами и графологами было забраковано 3,92 %, то есть меньше допустимого порога в 5 %. Но это не позволило нам иметь 2 млн гарантированных подтвержденных подписей. Сегодня эта цифра составляет 1 млн 991 тыс. 680 подписей. Нам не хватило для продолжения борьбы менее 9 тыс. подписей.
- У вас есть право на апелляцию. Будете ли вы оспаривать решение Центризбиркома?
Оспаривать решение ЦИК я не буду. По форме – это справедливое решение, так как избирательная комиссия действовала в рамках закона, а по сути – нет. Я считаю, что те люди, которые поставили свои подписи в поддержку одного из кандидатов в президенты России, имеют право на выражение свой позиции и своего мнения.
Мы прекрасно понимаем, что сбор 2 млн подписей за столь короткое время – это очень трудоемкая и профессиональная задача. Избирательный закон установил достаточно жесткие правила при сборе подписей. Так, в одном субъекте РФ может быть собрано не более 50 тыс. подписей, но это количество установлено и для огромного столичного города и для маленького автономного округа. Подписи также должны быть собраны не менее чем в 40 регионах России.
При этом очень тяжел принцип оформления подписных листов. Если человек пропустил слово «дом», а поставил только цифру, такая подпись считается недействительной. Если вдруг сборщик подписей допустил оплошность и не заверил подписной лист, он также будет забракован. Поэтому у Центризбиркома очень много зацепок и придирок, которые лежат вне закона прямого действия, но это следствие формализованных инструкций. На мой взгляд, объем требований чрезмерно большой.
- Сейчас вы видите все несовершенства избирательного законодательства. Поддерживаете ли вы предложение президента России Дмитрия Медведева по уменьшению количества подписей для кандидатов?
В конце прошлого года в своем послании Федеральному Собранию РФ глава государства Дмитрий Медведев предложил сократить число подписей для кандидатов в президенты России с 2 млн до 300 тыс. Я считаю, что это верный шаг, потому что закон должен вызывать ощущение справедливости и возможности его выполнить. Мое участие в выборах показало, что волей обычных людей можно выдвинуть своего кандидата. Я думаю, это поможет сломать стереотипы о том, что все решено заранее и от твоего голоса ничего не зависит.
С дальнейшего участия в предвыборной гонке снят представитель оппозиционного движения и представитель действующей власти, хотя и беспартийный. Это реальный факт и его можно трактовать как определенный прогресс в становлении нового качества политических отношений.
- В Государственную думу РФ уже внесен проект закона, который возвращает прямые выборы губернаторов. Как вы относитесь к этой инициативе президента России?
Переход к принципам выборности губернаторов – это, безусловно, дальнейший шаг реальной демократизации политической системы страны. Я убежден, что люди будут делать правильный выбор. А если приходящие на пост губернатора люди будут понимать объем того доверия и ожидания, который высказывают сотни тысяч людей, то это и будет фактором более качественного менеджмента, который послужит дальнейшему развитию регионов и страны в целом.
- Планируете ли вы участвовать в выборах губернатора Иркутской области после окончания полномочий?
Я не исключаю для себя возможность участия в выборах губернатора после истечения моих полномочий, которые заканчиваются в 2014 году. Данное решение я буду принимать с учетом рейтинга, который сложится на тот момент, а также с учетом мнения людей.
- Какие у вас планы на ближайшее время?
Я считаю необходимым реализовать те планы, которые закреплены в законе Иркутской области о программе социально-экономического развития региона до 2015 года. В рамках этого документа предусмотрено создание четырех экономических районов, формирование нескольких промышленных кластеров. Мы должны стать регионом реального нефтехимического, а в будущем и газохимического кластера. Для достижения этих целей в области уже принят ряд региональных законов, предоставляющих определенные налоговые льготы для нефтегазового сектора.
Надо сдвинуть с мертвой точки проект по созданию особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала», который сейчас больше позиционируется на бумаге. У нас уже есть для турзоны 90 % от необходимого – это уникальная природа Байкала, а вот 10 % мы должны сделать в ближайшие год-полтора.
Мы должны изменить обстановку на селе, а также принять меры и переломить отрицательные миграционные процессы. А для этого необходимо создавать новые рабочие места. В будущем планируется вокруг крупных университетов создать сети малых предприятий, которые помогут выпускникам и аспирантам зарабатывать средства и позиционировать Иркутскую область, как регион серьезного консалтинга.
Кроме того, запланировано создание наноцентра совместно с ОАО «Роснано». Мы также являемся участниками конкурса по организации работы инжинирингового центра в области и хотим открыть крупный межрегиональный дата-центр.