Прощай, «японка»
В Восточной Сибири кризис рынка автомобильных услуг не столь ощутим в силу того, что основу экономики региона образуют иные отрасли. Однако для Дальнего Востока, где автомобильным бизнесом занимается до сорока процентов населения, введенные пошлины на подержанные иномарки и бьющий исторические рекорды курс доллара могут оказаться смертным приговором.
Раньше на главном владивостокском автомобильном рынке «Зеленый угол» ежедневная продажа машин исчислялась сотнями. Теперь это в лучшем случае единицы. Люди практически не ходят на работу. Они боятся попадать в объективы камер. Только в первой половине января из-за повышения пошлин на подержанные иномарки постоянной работы лишились около двух тысяч жителей Приморья. Те, кто ее сохранил, не в лучшем положении. О падении продаж иномарок красноречиво говорит таможенная статистика. После введения новых пошлин количество иномарок, ежедневно оформляемых владивостокской таможней, снизилось в 18 раз. Сейчас там оформляется менее 50 иномарок в день, тогда как до введения новых пошлин оформлялось более 900 машин ежедневно. Таким образом, количество ввозимых через дальневосточную морскую границу иномарок составляет сегодня порядка 5% от прошлогоднего объема.
Дело не в привычке и не в комфортности праворуких японок, а в том, что приморцы почувствовали себя ненужными. Их аргумент убийственно прост: «Чем работник завода в Тольятти лучше перегонщика автомобилей из Японии? И тот, и другой – граждане России и заслуживают, как минимум, равных условий. Но первый почему-то – «отечественный производитель», хотя и производит он не пойми что, а второй почему-то – спекулянт, хотя торговля в России пока что не запрещена и даже не вызывает у граждан и органов безопасности явного и пристального недоверия».
Власти предлагают альтернативу – развивать экономику, внедрять новые производства. Но если это не было сделано во времена Советского Союза, когда новые стройки и производства были приоритетом, то вряд ли стоит ожидать этого в ближайшем будущем. Да и решится ли кто-нибудь сосредоточить на китайской границе какие-то крупные стратегические производства? Есть, правда, вариант с организацией на Дальнем Востоке заводов по сборке иномарок. Но приморцы скептически относятся к этой идее: «Появлению на Дальнем Востоке автозаводов мешает ряд объективных причин. Прежде всего, у нас слишком мало населения, это вам не Приволжский федеральный округ, где сконцентрированы основные российские автозаводы, не Москва и не Санкт-Петербург. Еще меньше у нас платежеспособного населения, которое сможет покупать новые машины в автосалонах, а не на «Зеленом Углу». И, естественно, автомобили не станут более доступными для широких кругов населения, чем теперь».
Естественно, пришлось потуже затянуть пояса и работникам автосервисов. Скачки курса доллара тянут за собой вверх цены на автозапчасти. Автомастерские пока держатся, но насколько их хватит – сами сказать не берутся.
Иркутская область все-таки больше вывозит, чем ввозит, потому и кризис в первую очередь ударил по другим отраслям. Однако и любителям подержанных легковушек, и занятым в автобизнесе работникам пришлось несладко. Первым за комфорт теперь придется платить несоизмеримо больше. Что же стало со вторыми, доподлинно пока неизвестно. Телефоны многих небольших фирм-перегонщиков и автомастерских «недоступны», «отключены» или «не подключены к станции». Работники тех автосервисов Братска, куда дозвониться все же удалось, панике не поддаются. Падение спроса на их услуги они объясняют не только валютным, но и погодным фактором: «Многие автомобилисты, даже если что-то сломалось, не всегда спешат ставить машину на ремонт, предпочитая загнать ее в гараж до тепла».
В одном единодушны братские, иркутские и владивостокские автолюбители и работники авторынка: все самое главное (читай – страшное) еще впереди. Во всех их словах проскальзывает одна мысль: не надо тешить себя надеждами. К докризисному уровню мы вернемся, дай Бог, к 2013 году. Если доживем, конечно.
P.S. А в это время «АвтоВАЗ» сообщил об увеличении отпускных цен на свои автомобили в среднем на 2,45%, мотивируя данное обстоятельство снижением рентабельности за счет опережающего роста себестоимости производимых автомобилей. Руководство концерна даже не смутил тот факт, что на складах завода скопилось около 125 тыс. машин, а рабочие перешли на четырехдневную неделю. Видимо, протекционистские меры правительства не пошли на пользу отечественному автомобилестроению.