Несбывшиеся ожидания или завышенные требования?
это стабильное попадание в олимпийскую тройку лучших на протяжении последних лет. Но если отринуть эти условности,
72 медали – это провал.
На то, чтобы считать нынешнее третье место в общем медальном зачете провальным, есть несколько причин. Во-первых, статистика. На Пекинских играх сборная России завоевала 23 золотых, 21 серебряную и 28 бронзовых наград. Для сравнения: в Афинах – 2004 эти показатели составляли 27-27-38, а в Сиднее – 2000 32-28-28 соответственно. Даже в Атланте – 1996, где общее количество медалей составляло 63, золота было больше - 26 при 21 серебряной и 16 бронзовых медалях, и при этом второе общекомандное место. То есть, объективно, золота мы берем меньше и меньше.
Во-вторых, прогнозы. Перед началом Олимпийских игр президент национального Олимпийского комитета во всеуслышание объявил: «Сборная России будет бороться за 80 медалей». Раз так говорил достаточно высокопоставленный и авторитетный спортивный чиновник – значит, у него были на то довольно веские причины. Но российские олимпийцы не поспешили или не смогли оправдать его прогноз. Вывод напрашивается неутешительный: это наш нынешний уровень, раз «наши» лучшие за 16 дней оказываются позади «их» лучших на 30 медалей. Сейчас Леонид Тягачев говорит, что «сборная России в Пекине выступила хорошо». Про свой прогноз Леонид Васильевич уже не вспоминает, но нашим чиновникам не привыкать делать хорошую мину при плохой игре.
В-третьих, обилие несбывшихся надежд. Сколько их, «фаворитов», «главных претендентов на золото» из состава сборной России стали в итоге вторыми, третьими, пятыми?? Осечка за осечкой: многоборцы, тяжелоатлеты, фехтовальщики... Одна могла бы быть случайностью, две могли быть закономерностью, но их больше, и это – тенденция. Поэтому на данном фоне так бросались в глаза другие достижения – российский пьедестал в одиночном женском теннисе, новый мировой рекорд Исинбаевой, и даже традиционное гимнастическое золото и первая в истории российская бронза в гребле сияли как-то особенно ярко. Когда радоваться особо нечему, учишься радоваться тому немногому, что есть.
В-четвертых, медальный перекос. Из 72 медалей 18 завоеваны в легкой атлетике, 11 - в борьбе. Из 23 золотых - по 6 в каждом из этих видов. Что интересно, в коммерциализированных видах спорта, таких как теннис, легкая атлетика, россияне выступили достойно. А в чисто олимпийских - стрельба из лука, хоккей на траве, гребной слалом – фактически остались не у дел. И это обнажает другую проблему российского спорта – бедность одних федераций при интенсивном развитии других. Да, в олимпийской программе есть виды спорта, не являющиеся для России национальными, а для российского зрителя – привычными. Но что же теперь: не развивать инфраструктуру, не давать спортсменам условий для роста? К тому же традиционно олимпийские виды спорта открывают программу, задают тон. Значит, и выступающие в них спортсмены задают тон выступлению своей сборной. На Играх - 2008 этого самого «тона» пришлось ждать как никогда долго. А есть еще другая крайность – вложить кучу денег и потребовать сиюминутного результата. Но так тоже не бывает. Чтобы вырасти олимпийскому чемпиону, нужны не только деньги, нужна мощная конкуренция, нужен опыт выступлений на соревнованиях международного уровня, нужно несколько лет проб и ошибок.
Отдельного слова заслуживает наш «медальный урожай» в борьбе. Трехкратный олимпийский чемпион по греко-римской борьбе Александр Карелин отметил, что борцовский турнир Олимпиады больше напоминал первенство Южного федерального округа. Осетины, дагестанцы и другие представители кавказских республик получают навыки в российской борцовской школе и в поисках лучшей доли едут за рубеж, а потом отбирают медали у собственной альма-матер. Можно говорить, что это спорт и человек ищет, где лучше, а можно изменить отношение к спортсменам. Это в Китае существует жесткая централизованная система отбора олимпийцев, когда детей забирают из семей, помещают в спортинтернаты, обеспечивают жильем, одеждой и всей спортивной амуницией, в ответ на что спортсмен на протяжении долгих лет пашет как проклятый, чтобы добыть путевку на Олимпиаду. И если из сотен тысяч претендентов ты оказался в числе нескольких сотен счастливчиков, для тебя нет другого места, кроме первого.
С российскими спортсменами такое уже не пройдет. Разрушив все то, что возводила советская спортивная школа, мы еще не построили ничего стабильного и качественно нового. В итоге мы имеем поколение спортсменов, которое уже знает вкус денег, но не готово биться за честь. Кому-то спальное место в общежитии на четверых помогает стать золотым олимпийским призером, а кого-то гонит за границу. Значит, нужно менять принципы и структуру организации тех видов спорта, в которых существует ощутимый отток кадров.
Олимпийские игры в Пекине подняли много вопросов, и все они требуют детального изучения и поэтапного решения. На это есть чуть менее полутора тысяч дней. Будут ли сделаны выводы и сделаны шаги – покажет Олимпиада – 2012 в Лондоне.