Спорт Приангарья находится в системном кризисе…
- Почему нашему городу уделяется так мало внимания? Хотелось бы, чтобы вы чаще приезжали в Братск.
- Куда бы я ни приезжал, везде слышу примерно такое же замечание. К сожалению, я далеко не первый министр спорта, который работает в Иркутской области. Всего за несколько лет их сменилось очень много, а любое изменение - это настоящий катаклизм для отрасли, который вносит серьезную разноголосицу в работу. Сегодня я могу сказать, не скрывая, что спортивная отрасль в регионе находится в ужасном состоянии. Мы это видим и понимаем. Но также понимаем, что, щелкнув пальцем, ситуацию не исправишь. Слишком долго был системный кризис, он коснулся абсолютно всего - системы оплаты труда, обеспечения спортинвентарем, развития инфраструктуры, переподготовки кадров. Развития быть не может, если на боксерских перчатках огромные дыры, в школах нет лыж, тренеры не проходили повышение квалификации на протяжении нескольких лет, а зарплата некоторых из них - 4 тысячи 300 рублей. Известно, что решение большинства проблем упирается в деньги. Сегодня финансирование отрасли составляет всего 0,2% от всего бюджета Иркутской области. Это в 10 раз меньше того, что выделялось в советские годы. Я недавно провел сравнительную характеристику и выяснил, что из регионального бюджета на занятия спортом выделяется в год на одного жителя 131 рубль. В муниципалитетах же цифры совершенно разные. Например, в Саянске самая высокая обеспеченность - из городского бюджета идет 980 рублей. А в Иркутске - 13 рублей 40 копеек. Поэтому у меня уже не возникает вопросов, почему у нас рост наркомании, алкоголизма, почему молодежь из Иркутской области уезжает. Но сейчас уже есть понимание всей сложности проблемы и главное- есть видение того, как ее разрешить. Важно, что нам удалось существенно увеличить финансирование спорта в этом году. Это вселяет некую уверенность. Наконец, разработана и утверждена долгосрочная региональная целевая программа по развитию физической культуры и спорта. Впервые с 2006 года возобновляется субсидирование на покупку жилья для спортсменов. В этом году жилье смогут приобрести уже три человека. Многократно увеличены выплаты для топовых спортсменов, к примеру, для бобслеиста Александра Зубкова они выросли с 11 до 45 тысяч. Вместе с тем, все еще существует некая разрозненность в действиях муниципальной и региональной ветвей власти. Не до конца ясны полномочия и тех, и других.
- Говоря о полномочиях власти, хотелось бы прояснить, каким образом будет начисляться заработная плата тренерам в соответствии с новой отраслевой оплатой труда?
- На сегодня большинство учреждений физической культуры и спорта не переведены на новую систему оплаты труда. Такой переход запланирован на январь 2012 года. У министерства спорта разработаны свои методики перехода. Однако большинство детских юношеских спортшкол относятся к министерству образования, и их методики несколько отличаются от наших. Два областных учреждения, относящихся к минспорту, уже перешли на НСОТ, и мы считаем, что сделано это достаточно удачно. Поэтому будем рекомендовать нашу систему и для других спортивных школ. Учитывая опыт набитых шишек внедрения НСОТ в системе образования, культуры, здравоохранения, нам не хотелось бы повторять эти ошибки. Поэтому хочу обратиться к руководителям спортивных учреждений более внимательно отнестись к работе по переходу к новой системе и индивидуально поработать с каждым сотрудником, чтобы ни в коем случае не было ухудшений по оплате руда.
- В Братске есть претенденты на участие в Олимпийских играх в 2012 году, но до сих пор не утвержден план по подготовке этих спортсменов. Вы рассматриваете этот вопрос?
- Признаю, что в плане подготовки олимпийцев у нас существует определенная неразбериха. Из-за чего существование школ олимпийского резерва в Приангарье вообще оказалось под угрозой. Шелехов, к примеру, уже объявил, что может закрыть в 2012 году свою ДЮСШ ОР. Опять же неясны полномочия муниципалитета и субъекта федерации в этом вопросе. Мы понимаем, что подготовкой такого уровня спортсменов должны заниматься областные, а не местные власти. Мы уже запросили информацию у муниципалитетов по размерам необходимого финансирования для олимпийцев. Эти данные есть, и на следующей неделе состоится заседание правительства под руководством заместителя губернатора Александра Лобакова, где будет решаться вопрос о финансировании подготовки олимпийцев. Будут рассмотрены две схемы: либо прямое финансирование из областного бюджета, либо субсидирование местных бюджетов на нужды спорта высших достижений. Также могу добавить, что понимание найдено и с министром спорта РФ Виталием Мутко. На прошлой неделе Дмитрий Мезенцев подписал с ним соглашение о субсидировании из федерального бюджета базовых олимпийских видов спорта. Согласно этому соглашению, в этом году на подготовку спортсменов, закупку инвентаря в регион поступит 5,5 млн рублей, из них на братскую школу олимпийского резерва «Олимп»- около 500 тысяч рублей. Также в этом году из федерального бюджета было выделено 10,5 млн рублей на подготовку спортсменов. В частности, закуплены полозья для боба Александра Зубкова, на следующий год планируется закупить новый боб.
- Игорь Владимирович, скажите, у регионального правительства есть в планах развитие хоккея с шайбой в регионе? Будут ли строиться ледовые арены? Без них этот вид спорта умрет.
- Сегодня есть крытый ледовый дворец «Ермак» в Ангарске. До конца года планируется завершение строительства в Иркутске. И это все, что мы имеем на сегодня. Но в наших планах развитие этого направления предусмотрено. Мы рассмотрели варианты строительства простейших арен по типовому проекту. Один такой проект обойдется в 170 млн рублей, это довольно дорого. При этом, увы, хоккей с шайбой не является массовым видом спорта на территории Приангарья. Его нет в школах и вузах, не говоря уже о профессиональных командах. Есть опасение, что развивать этот вид спорта будет некому, нет тренеров. Тем не менее, терять то, что осталось, нельзя. Поэтому в целевой региональной программе развития спорта на 2014-2015 годы планируется строительство одного такого корта. Рассматриваются варианты создания открытых хоккейных коробок, а также перекрытие уже имеющихся. Подобный проект реализован в Усть-Илимске, сейчас идет реконструкция корта в Иркутском районе. Такие корты позволят не только хоккей развивать, но и народ на катки привлекать. То есть катание на коньках становится все более популярным. А вот это уже интересно. Но нужно понимать, что инициатива по созданию таких кортов должна исходить от местных властей. Мне известно, что в Братске планируется реконструкция корта «Пингвин», разработка проектной документации включена на 2012 год. Сама стоимость проекта будет недорогой - 10-12 млн, область готова участвовать в этом проекте.
- В Братске, как и в Иркутской области, умирает такой вид спорта, как лыжные гонки. А ведь когда-то он был базовым для нашего региона и самым емким по количеству олимпийских наград - у лыжников разыгрывается 13 комплектов. Сегодня мы теряем спортсменов, они уезжают тренироваться в школу биатлона в Красноярск, в Алтайский край. И Иркутская область за последние годы из лидеров в Сибири превратилась в явных аутсайдеров.
- Я уже сказал, что денег на спорт в регионе выделяется крайне мало. Но одними деньгами возродить лыжный спорт не удастся. Важно понимать, что сегодня развитие спорта, отдельных его направлений, осуществляется не так, как в советские годы. Кто сегодня отвечает за развитие вида спорта? Федерация, а не региональная или местная власть. У федерации должна быть собственная программа развития вида спорта, должна быть аккредитация, которые позволяют претендовать на финансовую поддержку из различных уровней бюджета. Что мы имеем на сегодня? Взять тот же биатлон. В регионе существует четыре федерации биатлона, но договориться между собой они не могут. Что делим? Непонятно. То же самое в боксе. Есть отдельные школы, которые живут за счет спонсоров, как-то выживают благодаря повзрослевшим воспитанникам, но консолидации интересов я не вижу. Сплошная разрозненность. Со стороны министерства я готов оказать всяческую поддержку в объединении федераций, в прохождении аккредитации, но главную работу должны сделать сами тренеры - договориться между собой.
Елена КУТЕРГИНА
Фото автора