Александр Толмачев: Педагог, меломан, футболист?
- Александр, с чего началось Ваше увлечение футболом?
- В родном городе, Усть-Куте, особо заняться-то нечем было. В какой-то момент старшие ребята стали брать меня с собой играть в футбол. И так получилось, что увлечение стало делом всей жизни. Сначала играл где придется. Чуть позже, лет в восемь, меня стали отпускать в новую часть города, где находится единственная спортивная школа. А когда я учился в шестом классе, мы переехали в Иркутск, где было гораздо больше возможностей для тренировок.
- Когда началась футбольная карьера?
- 2005 год – мой первый сезон в профессиональном футболе. Первый клуб – иркутская «Звезда». К сожалению, обилие травм помешало достойно отыграть сезон. Потом в клубе сменилось руководство, и я играл за дубль «Звезды». Был сезон на первенстве Приморского края, но это другой уровень. В этом году мне вновь предлагали играть в Приморье, лучшие условия, зарплату? Но я решил вернуться в профессиональный футбол - и оказался в «Сибиряке».
- Почему именно «Сибиряк»?
- Иркутские ребята порекомендовали, сказали, нормальная команда, руководство не обманывает. В общем, все условия, чтобы спокойно работать. Хотя мне было известно о том, что бюджет у «Сибиряка» даже для второго дивизиона небольшой, у некоторых команд КФК он больше. Но даже если я где-то проиграл в деньгах, то выиграл в качестве. Мне нужно было обязательно вернуться в профессиональный футбол. Еще один фактор, сыгравший свою роль, – близость от дома. Есть и другой момент: многие клубы афишируют, что у них-де такие высокие зарплаты, а на самом деле это ничего не выплачивается. Зачем тогда это нужно? По мне так лучше получать чуть меньше денег, зато своевременно, чем жить по полгода взаймы с такой «невидимой» зарплатой.
- С какими сложностями пришлось столкнуться в новом клубе?
- Я давно не играл на этом уровне, поэтому в первую очередь приходилось справляться с неуверенностью. В кассу очередь одна, так что и играть стараешься как можно лучше. Лично у меня почему-то удачнее получаются выездные игры. Приятно было осознавать, что не все решают деньги. Вроде бы «Сибиряк» - команда с небольшим бюджетом, но дала бой всем лидерам.
- А в «Звезду» вернуться не хотелось?
- С одной стороны, в команду первой лиги подбирается уже качественно совсем иной состав. С другой, пока неясно, будет ли вообще существовать команда мастеров в следующем году. Если «Звезда», вылетев из первого дивизиона, не заявится во второй и будет играть на первенстве области – какой смысл туда возвращаться? В таком случае лучше поискать себе другой клуб. Никому не хочется понижать свой профессиональный уровень.
- Как вы относитесь к тому, что команды, ссылаясь на недостаток средств, не едут на выездные матчи? Несколько матчей пропустила «Звезда», теперь еще и «Амур»?
- Что касается «Амура», то ему в любом случае пришлось бы тяжело. «Океан» - очень неуступчивая команда, с ними тяжело играть, особенно в Находке. Хотя говорить, что нет денег, отказаться от выезда в Находку, но поехать в Омск – это странно. «Звезда» же в тот момент вообще была в подвешенном состоянии. Опять же, другая сторона медали: не поедешь на выезд – наложат штраф, причем немалый. Так что не знаю, кому это выгодно. Как футболист, я ребят понимаю: у многих семьи, которые надо кормить, а в любой момент клуб могут объявить банкротом, и тогда даже на билет домой денег не дадут, не то что выплаты по контракту. Тут уж не до игры, само собой. Но по отношению к болельщикам это нечестно. Кто-то, может, и рад, что команда получила три очка без лишних усилий, но для тех, кому интересна в первую очередь игра, вряд ли это станет утешением. Все-таки команд в нашей зоне мало, соответственно, и матчей немного.
- Каким увлечениям Вы посвящаете свободное время?
- Основу моей жизни составляет футбол, но из увлечений я бы выделил чтение. Много качаю литературы из Интернета, благо, телефон позволяет. Любимый писатель – Достоевский, у него очень глубокие произведения, которые невозможно читать поверхностно. Очень нравятся его произведения «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание», из последнего прочитанного – «Село Степанчиково». О каждом его произведении я могу долго рассказывать. Внутренний мир его персонажей описан настолько подробно, отмечены такие мельчайшие детали, что сам начинаешь проживать вместе с ним его переживания. Из современников я предпочитаю Акунина. Но это литература более легкого характера. Все-таки мне ближе произведения классиков.
- Вы, наверное, и в школе хорошо учились?
- В школе я всегда хорошо учился, до девятого класса. Потом перешел в спортивный класс, там мы учились всего три дня в неделю, так что какие-то глубокие знания тяжело было получить. Все время отнимали тренировки. А в этом году я окончил физкультурный университет. У нас была педагогическая практика, в течение месяца мы преподавали физкультуру в школе. Тяжело было: учебные планы, программы, от которых ты зависишь. Хотя дать детям хочется гораздо больше или вообще что-то другое, а должен следовать плану. В работе с классами тоже есть свои нюансы: маленьких детей сложно постоянно концентрировать на физкультуре, а в старших классах, если уж кто решил, что спорт ему не нужен, – не переубедишь. Несмотря на всю сложность, работа учителя очень интересная. В твоих руках судьба ребенка, и ты можешь его чему-то научить, помочь – это очень ответственно. Учитель – это не только работа с детьми, но и работа над собой. Нельзя идти в педагогическую профессию оттого, что больше работать негде, нужно обязательно чувствовать в себе призвание.
- А музыку какую предпочитаете?
- Мне нравится классическая музыка, хотел бы скачать Моцарта, но пока не удается найти. Современную, конечно, тоже слушаю, куда от нее денешься. Вообще мне кажется, не нужно искать в песнях какой-то смысл, ждать, что озарение придет. Музыка не для этого пишется, нужно просто расслабиться и отдохнуть под любимые мелодии.
- Александр, планы на будущий сезон уже строите?
- Ближайшие планы – на позитивной ноте закончить сезон и с хорошим настроением уйти в отпуск, съездить куда-нибудь, - все-таки в Братске холодно. А на следующий сезон – будем ждать предложений.