Здесь делают погоду в вашем доме
Шумно, чисто и безлюдно
Когда я пришла на котельную 45 квартала, моему взору предстал просторный цех, где шумно, но вовсе не жарко и совсем не пыльно. Стройным рядом стоят высоченные котлоагрегаты – три паровых и три водогрейных. Более того, здесь уже установлен новый газовый котел, к которому осталось только подвести газовую трубу.
Как пояснил сопровождающий меня по предприятию заместитель начальника котельной Денис Мекша, из трех паровых котлов два обязательно в работе. В принципе для имеющихся потребностей достаточно одного работающего на полную мощность агрегата. Однако работа в режиме полной загрузки грозит частыми поломками, что недопустимо особенно зимой. Случись что с одним котлом, пока другой растопишь, потеряешь драгоценное время и подвергнешь опасности тепловые сети. Поэтому на котельной и работают два котлоагрега - это надежно и безопасно в плане эксплуатации.
Меня поразило отсутствие людей в помещении. Огонь в топках горит, а работников не видно. Или «не в силу уж вахту стоять»? – вспомнила я известную песню. «Они у нас не сидят у котлов, а находятся у щита управления», - ответил Денис Мекша.
Идем к кочегарам, которых этим забытым пролетарским словом даже язык не поворачивается назвать. Чистое просторное помещение, напичканное всевозможными приборами, и улыбающиеся работники в чистой спецодежде, как будто на каком-то современном производстве, выпускающем высокотехнологичную продукцию. Как оказалось, теперь в штатном расписании котельной должность «кочегар» не значится - на предприятии есть машинисты котлов, а это не только звучит совсем по-другому, но и предполагает иной круг обязанностей. Основная задача машинистов теперь не уголь в топку подбрасывать, а думать, следить за показаниями приборов и в случае особой необходимости корректировать топливоподачу. Но даже после такой непыльной работы сотрудники перед уходом домой принимают душ и могут даже отправиться в парилку.
Котельная с пультом управления
В центре управления три человека. Один из них, машинист котла Владимир Муратов наблюдает за показаниями на табло - контролирует величину давления, следит за уровнем воды. Стоит столбику опуститься ниже нормативного показателя или превысить его, оборудование может повредиться. «Если картинка как нарисованная, это – хорошо, значит, оборудование работает стабильно, колебаний нет», - поясняет Владимир изображение на мониторе, которое будто застыло. Пока мы общались, давление поднялось близко к максимальному, и замигали зеленые предупреждающие лампочки. Машинист тут же, не выходя из помещения, с помощью ключа на пульте ограничил подачу топлива.
Владимир Муратов уже девять лет трудится в котельной. Выбрал это предприятие, потому что здесь зарплату платили без задержек. Пришелся по душе коллектив, устроила и работа. Хотя всякое бывает. В иные дни вся смена у щита проходит, лопату берет, чтобы только удалить шлак из дутьевых зон. Но иногда и покочегарить случается. Особенно зимой, если у предприятия проблемы с топливом. Уголь примерзает, существенно затрудняется его разгрузка и подача. Попав в теплую котельную, он начинает смерзаться, по котлам поступает неравномерно. Приходится долбить его кувалдой, а это – тяжелый труд. Гораздо легче работается при хороших запасах топлива, когда уголь лежит в штабеле и сам себя греет.
Как рассказал другой работник, старший машинист смены Олег Федюнин, его котельная прельстила удобным графиком и местом расположения – предприятие находится недалеко от дома. Но более всего привлекло отношение к работникам руководства ВСТК, которое никогда не отказывает в помощи. Если надо, помогут родственника увезти на обследование, дадут технику для перевозки груза, уголь выпишут, путевки детишкам выделят. В настоящее время решают вопрос о посещении работниками бассейна в спорткомплексе «Олимпия».
На этом же предприятии трудятся и жена, и дочь, и зять Олега. Отсюда ушла на пенсию его мама. Да и сам он не намерен искать другое место работы. Между тем, поначалу новая специальность ему давалась нелегко, поскольку до прихода в котельную был военнослужащим и к энергетике отношения не имел. «Раньше думал, что кочегар – это человек с лопатой, а здесь, оказывается, не столько физические способности требуются, сколько умственные. Ведь чтобы решить проблему, надо понять ее причину», - поделился Олег. По его мнению, машинист должен быть предельно внимательным и добросовестным в работе. Халатность грозит серьезной аварией, из-за которой могут пострадать люди. И каждый работник это осознает.
Котельная как поле для модернизации
Мой сопровождающий Денис Мекша не мечтал о работе в котельной. В детстве он видел себя космонавтом. Но так получилось, что поступил в БрГУ по специальности «промышленная теплоэнергетика», а по окончании пришел на котельную 45 квартала, где трудится уже девятый год. Начинал начальником смены, вырос до заместителя начальника котельной.
«Каждый день какие-то новые нюансы возникают. Приходится технические, технологические и психологические вопросы решать. Учусь сам. Учу других. Интересно», - поведал Денис. И больше всего ему нравится реализовывать новые задачи - что-то внедрять, что-то реконструировать, а такой работы в котельной ВСТК хватает. В перспективе, к примеру, предстоит паротурбинный генератор запустить, котельную газифицировать. Глядишь, и дипломная работа, которую он делал по теме «Газификация водогрейного котла», пригодится.
Главный человек, кто управляет всем процессом в цеху, - это начальник смены. При возникновении каких-то неполадок, при необходимости что-то изменить в режиме котлов, идут к нему. В день моего посещения смену возглавлял Олег Подкорытов. Он рассказал, что когда пришел на котельную, а было это в 1997 году, оборудование здесь было в упадочном состоянии. За прошедшие годы агрегаты обновили, отремонтировали. Многие процессы механизировали, сделали менее энергоемкими. Что же касается коллектива, то он неизменно остается дружным и профессиональным, а профессионализм – это главное, что требуется от работника котельной, убежден Олег Подкорытов.
Залог успеха - в понимании властей
Согласен с ним и начальник котельной Александр Глебченко. Он сообщил, что на котельной работает около 150 человек. Многие из них трудятся по 30 лет, образовались династии. Много пенсионеров, которых стараются удержать, поскольку это – высококлассные специалисты. Молодежи мало, но это умные и толковые ребята.
Сам Александр Глебченко пришел на котельную два года назад. По образованию – теплоэнергетик, он 13 лет отработал в большой энергетике. Пробовал себя в жилищно-коммунальном хозяйстве – пять лет трудился в ЖЭКе, на административной работе – год служил в коммунальном подразделении мэрии Братска.
По словам начальника, с таким замечательным коллективом, который имеется на котельной, работается легко. Работники предприятия никогда не отказываются остаться сверхурочно в случае нештатных ситуаций, потому что сами живут в Гидростроителе и хорошо понимают, что кроме них никто другой правобережцев теплом не обеспечит. Человек, не способный осознать это, в коллективе ВСТК долго не держится. Местные специалисты не знают, что такое – рождественские каникулы. Они дежурят на котельной и в выходные, и в праздники. Что-то случилось - все тут как тут, дружно наваливаются на проблему. Ответное отношение к работникам и у руководства.
«Не только меня, когда я пришел сюда устраиваться, но также специалистов заводов-изготовителей установленного здесь оборудования, которые повидали немало подобных предприятий по стране, удивляет отличное состояние котельной и четкая организация работы», - сказал Александр Глебченко.
Между тем, не так просто решаются технические вопросы. На таком производстве необходимо работать на опережение, чтобы не допустить аварий, соответственно, не оставить людей без тепла. «Котельная – это не автомашина, которую можно остановить, чтобы заменить проколотые шины. Здесь следует думать, как ехать, чтобы колеса не проколоть», - попытался объяснить мне специфику работы предприятия руководитель. Именно поэтому у ВСТК всегда наготове должно быть резервное оборудование, работники же делают все, чтобы не допустить серьезных сбоев.
Проблема у котельной одна, известная всем производствам в стране – стареет оборудование, постепенно ветшают сети. «Если мы хотим, чтобы люди получали тепло бесперебойно, надо в это вкладываться. Трубы не вечны, они тоже подвластны времени. И если в тарифы не закладывать расходы на обновление сетей, как это делается на протяжении многих лет, можно однажды зимой прийти к коммунальной катастрофе», - переживает Александр Глебченко. Он очень надеется, что когда-нибудь в администрации Братска услышат ВСТК и поймут, что если котельная остановится, плохо будет всем – и работникам предприятия, и руководству города, а главное – жителям Правобережья. Поэтому просто надо работать и вместе решать проблемы.
Венера ЛИСКИНА
Фото автора