На Байкале и целого «Мира» мало
На глазах растет количество известных людей, погрузившихся на дно глубочайшего озера Земли.
Экспедиция аппаратов «Миров» на Байкале вступила в завершающую стадию. Глубоководные обитаемые аппараты (ГОА) увезли на северную оконечность озера, где им предстоит работать до начала сентября, после чего можно будет подводить научные итоги экспедиции. Но прежде хотелось бы подвести ненаучные. За два сезона на «Мирах» покаталась целая плеяда политиков, музыкантов, писателей и журналистов. Впрочем, наблюдателей несколько удивляет устроенный на уникальной научной технике ВИП-аттракцион, в то время как на аппараты «Мир» ученые всего мира записываются в очередь на несколько лет вперед. Подробности читайте в материале «ФедералПресс».
15 июня, на пресс-конференции, посвященной началу второго сезона работы «Миров» на Байкале, идеолог и спонсор этой фантастической экспедиции директор компании «Метрополь» Михаил Слипенчук заявил, что коммерческих погружений на ГОА не будет и что СМИ, растрезвонившие, будто за 25–40 тыс. долларов можно покататься на «Мире», мягко говоря, написали неправду. Но если «подбить» итоги двух сезонов, то список пассажиров глубоководных аппаратов, которые к научным исследованиям не имеют ни малейшего отношения, насчитывает немало очень важных персон.
Первым навскидку, разумеется, вспоминается председатель правительства РФ Владимир Путин. В середине лета во время международной экономической конференции в рамках БЭФа, проходившей в Бурятии, в озеро «окунулся» глава Росприроднадзора Владимир Кириллов. Побывали на дне Байкала президент Бурятии Вячеслав Наговицын, депутат Госдумы Владимир Груздев, депутат Законодательного собрания Иркутской области Юрий Фалейчик, писатель Валентин Распутин, а также лидер группы «Машина времени» Андрей Макаревич. По сплетням «светской» прессы, свадебное путешествие на «Мирах» совершил экс-пивовар Олег Тиньков с супругой, которым «билет на дно» преподнес сам Михаил Слипенчук. К этому перечню «селебрити» нужно добавить незвездных персонажей – парочку журналистов из Улан-Удэ, которые рассказали о своих погружениях в подробных репортажах. Наверное, были и еще «байкалонавты», на которых пресса не сочла нужным тратить эфир и газетные площади ввиду их малозначимости.
Но самое интересное, что, несмотря на категоричные заверения Михаила Слипенчука о том, что коммерческих погружений на «Мирах» не будет, на сайте одной из туристических компаний, организующей туры по Байкалу, можно без особых усилий найти прайс-лист на погружения. «В 2008-ом и 2009-ом годах проходит международная научно-исследовательская экспедиция на Байкале с участием глубоководных аппаратов «Мир». Я работаю в компании, которая является единственной из всех туроператоров Байкала, кто предлагает участие в этой экспедиции. Представьте – погружение на дно Байкала, возможно открытие новых организмов, установление более точной глубины Байкала. Космонавтов много, а гидронавтов – единицы. Этим летом Вы сможете стать тем избранным и принять участие в глобальной экспедиции «Миры 2009», – маняще обещает туроператор. Стоимость участия в экспедиции, как пишут на сайте, варьируется в пределах 25 000–45 000 долларов за одно погружение с одного человека. Стоимость зависит от места погружения и дополнительных услуг.
Правда, директор туристической компании Анатолий Казакевич, с которым корреспонденту «ФедералПресс» удалось связаться, признался, что за два лета так и не удалось продать ни одного погружения.
«Интерес большой, звонят и расспрашивают о деталях довольно часто, однако цена, видимо, отпугивает», – предположил Анатолий Казакевич.
На вопрос, зачем потребовались коммерческие погружения, директор туркомпании пояснил, что основную научную программу оплачивает компания «Метрополь», а на заработанные сверх бюджета деньги можно было бы провести дополнительные погружения и исследования.
«Запрашиваемая нами цена меньше «себестоимости» одного погружения ГОА «Мир», но ведь речь о снижении затрат не идет», – отметил Казакевич.
При этом он считает, что гипотетические туристы-гидронавты, если бы они появились, не помешали бы научному процессу. Экипаж ГОА – три человека: один пилот и два научных наблюдателя. По словам Анатолия Казакевича, турист мог бы выступать в качестве второго наблюдателя. Поскольку во время погружений в основном берутся образцы грунта, воды, исследования которых проводятся уже на поверхности, можно сказать, что основная работа для ученых начинается после всплытия, а во время погружения присутствие ученого не так уж и обязательно.
В Фонде содействия сохранению озера Байкал (ФССОБ) вопросы «ФедералПресс» восприняли настороженно. Там долго расспрашивали, зачем корреспонденту такая информация и не будет ли она употреблена для «черного пиара» Фонда и компании «Метрополь» с ее руководителем заодно. В конце концов заверили, что ни одного коммерческого погружения в ходе экспедиции не было произведено. При этом, особо отметили в ФССОБ, «работа экспедиции ведется в строгом соответствии с научной программой и графиком, составленными Институтом океанологии им. П. П. Ширшова РАН, Лимнологическим институтом СО РАН и Байкальским институтом природопользования СО РАН».
Расходы же на погружения ВИП-персон, по словам вице-президента ФССОБ Михаила Борзина, взял на себя Фонд. Среди целей экспедиции «Миров» на Байкале, помимо всесторонних исследований экологического состояния озера, значится еще и «привлечение внимание властей, широкой общественности и СМИ к социально-экономической ситуации в Байкальском регионе», подчеркнули в Фонде. И все ВИП-погружения с последующим освещением их в прессе преследовали именно эту цель. Поэтому-то их и оплачивал Фонд. К тому же, как убеждают в Фонде, ученые «очень положительно относятся к этим погружениям».
Представители науки и впрямь скорее акцентируют свое внимание на тех возможностях, которые открыли для них «Миры». «У нас есть масса вопросов, на которые невозможно ответить без помощи глубоководных аппаратов «Мир». Одно дело – изучать Байкал посредством приборов, и совсем другое – воочию наблюдать, – поделился впечатлениями директор Лимнологического института СО РАН академик Михаил Грачев. – Из нашего института на «Мирах» погружались 30 человек. Большинство из них – молодые ученые. Для них это очень ценная практика».
К «коммерческим» погружениям ученые относятся более чем спокойно, вероятнее всего потому, что толпы подводных «туристов» явно не путались у них под ногами – за неимением желающих потратить 45 тыс. долларов. Ученые тоже люди, у которых, помимо научных, имеются и иные интересы: будь то предложение премьер-министру устроить центр глубоководных исследований на Байкале с выделением пары «Пасисов» или же обращение к президенту республики за поддержкой науки.
Ирина Савина, «ФедералПресс »