Можно ли из нелетки сделать человека?
- Вероника Ивановна, как часто подростки совершают правонарушения?
- В сравнении с прошлым годом, в этом году число оконченных уголовных дел, совершенных подростками, сократилось на 70%. В 2010 году их насчитывалось примерно 40. В 1999 году таких дел было 141. Однако это вовсе не значит, что сегодня правонарушений стало меньше. Вам известно, что в этом году, в связи с реформой МВД значительно сократилась численность сотрудников полиции, поредели и наши ряды. На такой большой территории, как Правобережный округ, куда входят поселки Осиновка, Сухой и другие, приходится всего пять инспекторов ПДН. Другой немаловажный фактор - смягчение наказания для этой категории правонарушителей. Нормы Уголовно-процессуального кодекса с годами становятся все более лояльными по отношению к малолетним преступникам, в нашей практике есть масса случаев, когда даже за тяжкие преступления нелетки не несли никакого наказания.
- Как изменился характер преступлений, совершаемых подростками?
- Нас очень тревожит тенденция роста преступлений против личности. В особенности преступлений жестоких, подчас необъяснимых. Когда подростки фактически просто так, без причины могут избить сверстника, снять это на видео и выложить в сеть, а все остальные будут молчать. Не так давно у нас был подобный случай: подросток не ходил в школу длительное время, потому что его избивали в школе и выкладывали видео с избиением в школьную компьютерную локальную сеть. При этом мама подростка знала, что у ребенка проблемы в школе, но ничего предпринять не решалась. Инспекторы ПДН случайно узнали об этой истории.
- Можно ли сказать, что интернет и другие средства массовой информации оказывают большое влияние на подростков?
- Чрезвычайно большое. Вот еще один пример: девочки познакомились в одной из социальных сетей, поссорились и при встрече избили одну из несовершеннолетних до полусмерти. Когда шел допрос, девочки сказали, что пострадавшая «ответила за свои слова». Получается, она ответила ни за что. Правовое решение по этому делу пока не принято.
- Вы говорите, что Уголовный кодекс лоялен к несовершеннолетним. Всегда ли это оправдано?
- Далеко не всегда. В нашей практике есть случай, когда 13-летняя девочка, уже находясь на учете в милиции, совершила преступление, повлекшее смерть женщины. За недостижением возраста ответственности ее отпустили. Спустя несколько месяцев она отправилась в Усть-Илимск на поезде вместе со взрослыми мужчинами, чтобы, видимо, развлечься. Употребляя спиртное, она убила подругу. Нанесла ей семь ножевых ранений. За недостаточностью доказательств ее снова отпустили. Но очень скоро она избила женщину без определенного места жительства, которая впоследствии отказалась от претензий. Уже будучи 14-летней, эта же девочка убила женщину и нанесла мужчине тяжкие телесные повреждения. Только после этого ее отправили в места лишения свободы. Интересно, что все наши попытки наказать ее раньше, после первого тяжкого преступления, не увенчались успехом.
- В чем, на ваш взгляд, могут быть причины подобных рецидивов?
- Все преступления, совершаемые подростками, идут из семье. Сегодня мы наблюдаем рост числа неблагополучных семей, а это значит, что в скором времени нас ждет всплеск подростковой преступности, потому что именно из таких семей и вырастают преступники. Недосмотр, безразличие родителей, их низкий интеллектуальный уровень - все это дает свои печальные плоды.
- Неужели только неблагополучные семьи дают обществу преступников?
- Не всегда. Нередко в поле зрения оказываются вполне благополучные, полные семьи, где родители работают и внешне являются вполне успешными и состоявшимися. Но это только внешне. Сегодня многие родители создают лоск, иллюзию хорошего воспитания, а внутри все совсем по-другому. К примеру, недавно к нам пришла вполне благополучная мама, которая не может справиться со своей 14-летней дочерью. Девочка постоянно выставляла условия: «Не хочу учиться в этой школе, не хочу носить эту одежду». Если мама не выполняла требования - девочка уходила из дома, ее искали сотрудники милиции. Она совершила уже две попытки суицида. Когда мы начали разбираться в ситуации, выяснилось, что девочка попросту пыталась обратить на себя внимание мамы, которая помимо работы была занята созданием новой семьи, и ей было не до дочери-подростка.
- Тот внешний лоск благополучия, который наводят семьи, нередко заключается еще и в том, что родители отказываются верить в то, что их ребенок способен на преступление. Я сама сталкивалась не раз с тем, что родители будут защищать свое чадо до последнего. Как такое поведение влияет на подростка?
- Это влияет самым пагубным образом. Действительно, современные родители, в силу своей педагогической несостоятельности, чтобы в первую очередь выгородить себя, защищают своих детей, идут на ложь, тем самым потакая своим детям, которые чувствуют безнаказанность со стороны главного авторитета в их жизни - родителя. У нас был случай, когда девочка из условно хорошей семьи украла платье на рынке. Продавцы поймали ее с поличным. В кабинете инспектора ПДН она все отрицала, а родители обвиняли продавцов во вранье, защищая свою дочь.
- Чем закончилась эта история? Неужели опять оправдали?
- Если бы родители так рьяно не выгораживали свою дочь, а девочка во всем созналась, разбирательства были бы прекращены, и продавцы скорее всего отказались бы от обвинений, дело закончилось бы мировой. Но поскольку этого не произошло, было возбуждено уголовное дело. В связи с тем, что ранее девочка не привлекалась к уголовной ответственности, она была освобождена от наказания с применением мер принудительного воздействия.
- Когда подросток попадает в поле зрение полиции, какие основные задачи вы ставите перед собой?
- Наша главная задача - это профилактика правонарушений. Когда ребенок совершает преступление в первый или второй раз, но ответственность в силу возраста еще не наступила, мы направляем детей в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей в Тайшете. Фактически это колония для несовершеннолетних, где они живут и получают образование. Главный смысл - показать подростку, что следующим местом пребывания после такого центра может стать тюрьма. Также пребывание в учреждении помогает встряхнуть подростка, вырвать его из негативной среды, сменить обстановку. И нередко именно это становится решающим фактором на пути исправления.
- Какие еще профилактические меры вы применяете? Насколько они эффективны?
-Мы начинаем профилактическую работу с подростками, начиная с 10-летнего возраста, проводим встречи, беседы в школах, разъясняем нормы законодательства, показываем фильмы о подростковых исправительных учреждениях и даже иногда проводим экскурсии по ним. Некоторые дети падают в обморок от увиденного. Я считаю так: если даже из 50 подростков пятеро исправились, это уже большой результат. Потому что исправить то, что культивировалось годами в семьях, практически невозможно. Но мы стараемся.
Елена КУТЕРГИНА
Фото Валерия ПАВЛОВА