Как найти хорошего адвоката?
- Сергей Владимирович, по моим наблюдениям, год от года количество адвокатских контор в Братске увеличивается. Надо полагать, все они не сидят без дела. Но как Вы думаете, соответствует ли количество качеству?
- Действительно, юридических фирм, контор, консультаций в городе довольно много, но далеко не все они имеют в своем штате адвоката в полном смысле этого слова. Как правило, люди с высшим, а то и среднеспециальным образованием начинают индивидуальную предпринимательскую деятельность, открывают так называемые ИП и оказывают юридические услуги населению, за качество которых они фактически не несут никакой ответственности. Ведь чтобы получить статус адвоката, недостаточно иметь диплом о высшем юридическом образовании. Образование - это лишь первый шаг. Дальше специалист должен пройти стажировку в течение двух лет в правоохранительных органах или проработать юрисконсультом на предприятии. После этого необходимо сдать квалификационный экзамен в Адвокатской палате, что достаточно непросто. Экзамен включает в себя порядка 800 вопросов, касающихся всех областей права. И только при успешной сдаче такого экзамена, вступив в Адвокатскую палату, юрист получает статус адвоката, который дает не только право носить это звание, но также ко многому обязывает. В первую очередь, обязывает соблюдать кодекс этики адвокатов, при нарушении норм и правил которого адвокат несет дисциплинарную ответственность вплоть до лишения статуса. В случае же с ИП так называемый юрист не несет никакой ответственности ни перед кем, а значит, он может оказывать некачественные услуги, вредить своему клиенту, и такие случаи в Братске бывали уже не раз. Среди таких консультантов есть довольно одиозные личности, которые устраивают шоу в судах совершенно безнаказанно. Роспотребнадзор, к сожалению, не отслеживает соответствие заявляемого статуса таких юристов реалиям.
- Вероятно, поэтому законодатели предлагают в следующем году пресечь на корню такой вид деятельности?
- Да, скорее всего поэтому. Думаю, когда встанет вопрос об обязательном лицензировании юридической деятельности, часть этих фирм закроется.
- Как выяснилось, стать адвокатом почти то же самое, что получить лицензию врача. В США, кстати, именно профессии адвоката и врача считаются самыми престижными. Не только потому, что получить право на такой вид деятельности невероятно сложно, но еще и потому, что этот труд высоко оплачивается. А как с этим обстоят дела в России, и в частности, в таком провинциальном городе, как Братск?
- Вся сложность состоит в том, что в маленьких городах адвокаты вынуждены специализироваться на многих видах права, а не на каком-то одном, как это принято в мировой практике. В Братске я не могу позволить себе заниматься только имущественными спорами или только уголовными делами. Чтобы вести нормальную хозяйственную деятельность, а проще говоря, прокормить себя, а также повышать квалификацию каждые пять лет, как это положено по закону, адвокату в маленьком городе необходимо охватывать самый большой круг дел. А это, как вы понимаете, накладывает свой отпечаток на качество предоставляемых услуг.
- На чем специализируетесь Вы, или, вернее сказать, чем Вы не занимаетесь?
- Я не работаю с земельным и налоговым законодательством. Объясню почему. В этих видах права постоянно происходят изменения, практически ежегодно, и проследить за ними подчас бывает очень трудно. Это вообще проблема в России - законы регулярно меняются, и порой кажется исключительно для того, чтобы люди путались и исподволь нарушали их.
- Думаю, с Вами согласятся многие. Наверное, поэтому в России и процветает правовой нигилизм. И, тем не менее, Вы пришли в эту профессию, причем, насколько мне известно, будучи уже сложившимся человеком, реализовавшим себя в совершенно другой сфере. Почему Вы все-таки остановились на адвокатуре?
- Я пришел в профессию как раз по финансовым соображениям. Первое мое образование - техническое, я работал инженером гражданской авиации в 90-е годы. Вспоминаю эти времена с ужасом, потому что ответственность за работу была сумасшедшая, а заработную плату нам не платили по полгода. Пришлось уйти. Работал в таможне, дослужился до подполковника, но в поисках достойного заработка жизнь привела меня в адвокатуру. И последние семь лет я занимаюсь этим делом, не жалея о таком повороте судьбы.
- Сергей Владимирович, насколько в Братске сегодня востребованы услуги адвокатов? Люди стали больше судиться?
- Работы хватает. Хотя характер обращений с годами несомненно изменился. К примеру, значительно меньше стало обращений по уголовным делам, зато наметился устойчивый рост по гражданским. Часто обращаются по поводу разводов, когда супруги делят имущество. Если раньше в основном делили квартиры, то сегодня все чаще делят семейный бизнес - магазины, пилорамы и т.д. Довольно много обращений по поводу установления наследства, в связи с тем, что нотариусы по разным причинам не могут оформить его и предлагают наследникам обращаться в суды. По-прежнему не спадает количество жалоб в адрес сотрудников полиции, ГИБДД по фактам избиения.
- Как, по вашему мнению, влияют на население телевизионные шоу судебной тематики, такие как «Час суда»? Помогают ли они обывателям повышать юридическую грамотность?
- Думаю, такие шоу приносят больше вреда, нежели пользы. Во-первых, потому, что там устраивается постановка действия, и большинство историй основано не на реальных событиях, а выдумано писателями или ловкими журналистами. В этих шоу создается картина, которая представляет суд как быстрое и легкое дело, где все решается в течение 40 минут. Но поверьте, даже по гражданским делам рассмотрение одного дела длится минимум два месяца. Чтобы принять решение, судья проводит несколько заседаний. Не говоря уже о делах уголовных, разбирательства по которым идут годами. В телевизоре же все происходит в течение часа. Я уже не говорю о том, что в таких постановочных спектаклях зачастую принимаются решения, которые в реальной практике никогда не состоятся.
- В этих передачах, как правило, самыми яркими персонажами являются как раз адвокаты. И в общественном сознании волей-неволей рисуется образ этакого правозащитника, борца за справедливость. Но, возвращаясь к началу нашего разговора, хочется спросить, как же найти такого вот честного и достойного правозащитника? Как не ошибиться и не наткнуться на дилетанта, который не то чтобы защитить, а напротив, и под монастырь может подвести?
- Во-первых, при встрече нужно посмотреть удостоверение адвоката, которое выдается Адвокатской палатой Иркутской области и является бессрочным. Также стоит обратить внимание на вывеску, где должно быть указано, что в данном офисе работает именно адвокат, а не юрист. Никаких контор, консультаций, фирм и т.п. в названии быть не должно. Адвокат должен иметь отдельный специализированный офис, а не угол в административном здании или здании суда. Во-вторых, хороший адвокат предложит вам составить соглашение, в котором четко пропишет тот перечень услуг, который он предоставит по вашему делу. Все должно быть предельно четко, в соглашении указывается, к примеру, что адвокат обязуется за отдельную плату составить исковое заявление, подготовит ходатайства, окажет помощь в вызове свидетелей и т.д. Он может оформить пакет услуг, а также по согласованию с клиентом прописать условия выплаты вознаграждения при успешном завершении дела. Определить уровень специалиста можно в первые минуты общения. Хороший адвокат задаст нужные и вполне конкретные вопросы и быстро определит перспективу дела, поймет, в каком направлении двигаться. Дилетант будет долго разбрасываться общими фразами, и даже может гарантировать победу. Профессионал никогда не дает такой гарантии, а может лишь предположить исход дела. Ведь в суде далеко не все зависит от искусства адвоката, это сложный процесс со множеством игроков и обстоятельств.
Елена КУТЕРГИНА
Фото Валерия ПАВЛОВА