Храм в Тангуе. Шесть лет испытаний
Трехтысячное население самого крупного в Братском районе села Тангуй давно ждет большого события - впервые за 80 лет в деревне появится настоящий храм. Не маленькая церквушка в приспособленном помещении, как сейчас, а храм. Этим летом удалось покрыть крышу сайдингом, утеплить полы, сделать подъезд. Скоро придут пластиковые окна, обещанные одним братским предпринимателем. Так что настоятель прихода Святой Торицы отец Серафим - в радостном ожидании. Хотя и тревог у него в душе немало.
Когда-то, в 18 веке здесь стояла церковь, но она сгорела. Затем на том же месте ее восстановили, и Тангуй снова обрел статус села. Ведь до революции селами считались только те поселения, где есть храм. После революции он разделил судьбу всех церквей России. В ней размещались то детский сад, то конторы, то парткомы.
И вот в 2006 году по старым фотографиям на том же самом месте в центре села началось возрождение храма. К строительству подключился процветавший в то время Бадинский леспромхоз. При его поддержке в начале 90-х годов всего за три года был построен храм в другом селе - Покосное. Тангуйскому приходу помогали и местные предприниматели, и простые жители, и даже благотворительный фонд, расположенный в Подмосковье. Да и сам приход оказался вполне дееспособным - на его базе действовала пилорама, в распоряжении которой были три небольших деляны. Так, зарабатывая по сути самостоятельно, прихожане и священники начали благое дело. Наряду со строительством храма началось обустройство прихода - появилась баня, мастерская, дом для служителей. Но, как рассказал отец Серафим, хорошее начинание в итоге обернулось немалыми мытарствами и искушениями.
К сожалению, 70 лет сплошного атеизма и новые капиталистические реалии сказались на таком богоугодном деле, как строительство храма. Раньше всем селом церковь строили - о душе думали. Сейчас же мужики работать бесплатно не хотят. Нанимать рабочих пришлось за счет пожертвований. Но даже за зарплату работали плохо. Видать, о душе и совести совсем забыли.
- Полы постелили так, что придется половину переделывать. А ведь мы 25 тысяч заплатили. Часовню возвели с нарушениями, ее тоже нужно переделать, поскольку купол на такое сооружение не поместишь, в любой момент конструкция может обрушиться. Работы по строительству купола мастер бросил на полпути, ждем, пока появится спонсор, чтобы оплатить его работу, - сокрушается отец Серафим.
Не менее печальной оказалась история с пилорамой, которая и деньги кой-какие давала, и пиломатериалом стройку обеспечивала.
- Народ стал всякое говорить, пришлось все закрыть. Я устал... - говорит отец Серафим, который, помимо Тангуя, служит еще в пяти поселках района.
Слушая рассказ священнослужителя, я невольно вспоминаю другую такую же печальную историю с возведением церкви в Братске. В прошлом году было установлено, что бухгалтер прихода храма Рождества Христова, который строился на улице Кирова, украла девять миллионов рублей. Когда история с воровством раскрылась, строительные работы были свернуты. Бухгалтера осудили за растрату, спонсоров - за другие страшные дела. Стройка встала. Как все похоже. Неужели так происходит везде?
Отец Серафим вздыхает: «При храме всегда много искушений. Мы верим в Бога, но также верим и в существование сатаны, падших ангелов. Они действуют на помыслы и желания человека. Мы не святые, чтобы читать чужие мысли. Доверяем людям, а получается то, что есть»
Как показывает практика, контроля за тем, как расходуются пожертвования в строящихся церквях, нет. И закон относительно регулирования деятельности церковных приходов, в том числе и финансовой, безмолвствует. Они являются некоммерческими организациями, то есть саморегулируемыми.
В далеком прошлом проблема решалась просто: так, например, знаменитые иркутские купцы, которые построили все знаменитые храмы в городе, не только выделяли баснословные суммы на возведение каменных церквей, но и непосредственно участвовали в строительном процессе. Современные меценаты, видимо, считают, что божью милость можно попросту купить. По такому поводу есть анекдот - попадает новый русский в чистилище, где ему объявляют, что он отправится в ад. «Как же так! - восклицает он. - Я столько денег на церкви при жизни потратил». Ему отвечают: «А что деньги? Деньги мы вам вернем!»
Несмотря ни на что отец Серафим не унывает и уповает на божью помощь. Дай Бог, чтобы храм в Тангуе состоялся. Будет храм - будет жизнь. Хорошая жизнь!
Елена КУТЕРГИНА
Фото Валерия ПАВЛОВА