Крылом коснулась благодать
- Патриарха Кирилла встретили в храме Знаменского монастыря. Там он приложился к мощам первого иркутского епископа святителя Иннокентия. Благословил присутствующих. Вечером с его участием в том же соборе состоялось богослужение, а на следующее утро Святейший патриарх совершил божественную литургию. Вместе с ним смогли помолиться, исповедоваться, причаститься, приложиться к мощам и около 40 братских паломников, для которых местные священники организовали автобус. Православные жители увидели первосвященника России, получили его благословение. Это очень значимое событие.
К тому же во время визита в Приангарье патриарх поддержал предложение архиепископа Вадима и главы области Дмитрия Мезенцева создать в Приангарье еще одну епархию - «Братскую и Усть-Илимскую». А это значит, что Иркутская епархия скоро станет митрополией.
- Отец Димитрий, каковы Ваши впечатления от визита Первосвятителя?
- Благодать, какую мы получили от встречи с патриархом Кириллом, может понять только человек, который чувствует сердцем. Одно дело видеть патриарха по телевизору, другое - молиться с ним в одном храме и слышать его проповедь вживую. Проповедуя, он говорит известные вещи. Как священник, я понимаю все, о чем идет речь, сам о том же говорю на проповеди. Но в слове патриарха Кирилла присутствует какая-то власть. Видно, что слова идут от сердца, а не просто в уме складываются, поэтому его речь хорошо понимается, запоминается и закрадывается в душу.
Молитва с Первосвятителем окрыляет и вдохновляет. Когда я учился в семинарии, молился в алтаре с патриархом Алексеем II. Мы тогда пели для него. Во время богослужения у меня было ощущение полета. Служба прошла как одно мгновение. То же самое было и во время молебна с патриархом Кириллом.
- Поездка в автобусе в Иркутск и обратно, многочасовая служба - и все это практически в один день. Не каждому молодому человеку такое по силам. Зачем паломники отправляются в нелегкие путешествия?
- Физически, конечно, это трудно, зато душа отдохнувшая, а главное - обогащенная таким необыкновенным общением. Люди совершают паломничество для того, чтобы прежде всего прикоснуться и помолиться святыням, через которые Бог посылает свою благодать.
Братские прихожане регулярно посещают места общеизвестных христианских святынь.
- Но молиться можно и дома.
- Когда-то я тоже скептически относился к паломничеству, считая, что молиться можно везде. Да, можно. Но в паломничестве получаешь благодать и вдохновение.
Особенно остро это ощутили наши прихожане, когда ездили в Иерусалим. Дальняя дорога, резкая смена климата (паломничество совершали в октябре) - все это создавало определенные трудности. Но прикосновение к святыням, которые там находятся, дали всем нам духовные, душевные и физические силы. Даже 80-летняя бабушка, одна из участниц паломничества, ходила со всеми вместе от одной святыни к другой. Молилась с нами там, где был похоронен Христос, где он воскрес, у нетленных мощей святителей, живших 16 веков назад.
Паломничество оказывает благотворное влияние. Когда я пришел в монастырь, мне захотелось там остаться навсегда. Оставить мирскую жизнь со всей ее суетой, радостями и горестями, не есть мяса, не пить вина, жить на воде и хлебе, предаваясь только молитвам и духовным размышлениям, чтению и общению с Богом. Но осознание того, что нельзя оставить паломников, нельзя бросить своих прихожан заставило меня смириться и ехать домой.
Наши паломники до сих пор с воодушевлением вспоминают эту поездку и хотят снова вернуться в Иерусалим. И так после каждой поездки. С прихожанами и старшими гимназистами мы посещали святые места в Иркутске, Тобольске, Москве, в Санкт-Петербурге.
- Что Вас побудило прийти к вере?
- На такой вопрос ответа не знает никто. Господь касается каждого человеческого сердца, делает это мягко со смирением, чтобы человек сам добровольно откликнулся на его призыв. Кто-то откликается - задумывается о смысле жизни, о духовности, о вечности и становится верующим человеком.
- Часто людей приводит в веру какая-то беда.
- Да, бывает. Но у меня не так. Никакой беды, никаких несчастий. «Бог есть. Ты об этом не говори, но знай и веруй», - единственное, что когда-то сказала мама. И однажды в 1991 году, когда мне было 11 лет, я вдруг отчетливо понял, да, Бог есть. В 12 лет самостоятельно покрестился. Никто меня не звал в храм, наоборот, я попросил маму пойти вместе со мной. С этого момента стал туда часто ходить, выполнял какие-то поручения. Наш бывший настоятель Анатолий взял меня в алтарь помогать при богослужении. Кстати, он и предрек мне, 13-летнему мальчишке, что стану священником.
В 1997 году после школы с благословения нынешнего настоятеля Андрея я отправился учиться в ближайшую семинарию в Тобольск. Через пять лет, получив высшее духовное образование, вернулся в родной город.
- Разве семинария не распределяет своих выпускников?
- Распределяет. Но так как я поступал по характеристике местного храма, сюда меня и направили.
- Есть желание учиться дальше?
- Есть, поэтому я продолжаю заочно учиться в Иркутском госуниверситете, на факультете психологии по специальности религиовед, где кроме светских предметов преподают и церковные дисциплины, которые изучаются более углубленно, чем в семинарии. Помимо меня на курсе учится еще 17 священников.
- Вы смолоду отказались от мирской жизни. Не было ли желания жить, не ограничивая себя в чем-либо?
- Наверное, чтобы стать верующим, надо сказать себе в чем-то «нет». Но потом понимаешь, что на самом деле православное служение дает большую свободу, чем она есть у людей мирских. Я свободен от суеверий и от многих внутренних пристрастий.
С виду свободный богатый и обладающий властью человек внутренне может быть очень закомплексован предрассудками, подозрениями. Не секрет, что людей богатых очень часто одолевает беспокойство по поводу возможных ограблений или налоговых проверок, облеченных властью - искушает желание злоупотребить ею.
Я - не монах, живу обычной христианской жизнью. У меня есть жена, дети. Все мои домочадцы люди верующие. Во многом наша жизнь протекает, как и у остальных. Так же ходим в школу, получаем зарплату, делаем покупки, знаем о светских новостях, в курсе современной культуры. Но сердцем мы к этому не прикипаем. Если знакомый актер не сыграл в спектакле, мы не расстраиваемся. Если покупаем одежду не по моде, тоже не переживаем. Лишь бы она была практичной, удобной, опрятной, а какая мода - нам без разницы. Мне все равно, какой сорт сыра, яблок или вина у меня на столе. Главное, чтобы все было простым, вкусным и полезным. В этом свобода христианской жизни, хотя внешне кажется, что мы себя ограничиваем.
- В чем еще особенность христианской жизни?
- В том, например, что человек научается управлять своими чувствами. Православные люди, если больны, понимают, почему и для чего дан им этот недуг тела, и любят себя в болезнях. Если есть пристрастие к чему-то, человек научается не любить это пристрастие, прогневаться на него и бросить.
- Но гнев же является одним из страшных грехов?
- Это если один человек гневается на другого. Гневаться же на свои недостатки - не грех, а защитная реакция. Такой гнев полезен. Он помогает бороться с пристрастиями и преодолевать их.
- Однако некоторые считают, надо все попробовать в жизни, чтобы ощутить ее вкус.
- В лозунге «надо все попробовать» присутствует некоторое лукавство. И те, кто им пользуется, пробуют то, к чему пристрастны и что легко доступно, но не то, что полезно или требует усилия.
- Священник в православной гимназии, наверное, в какой-то мере играет роль психолога, к которому можно прийти с проблемой и он подскажет путь ее решения?
- Духовник - это несколько шире, чем психолог. Священник может помолиться за человека или вместе с ним, то есть обратиться к Богу за помощью в решении проблемы. Существуют две крайности. Одна - когда человек уповает только на Бога, а сам не хочет и пальцем шевельнуть, другая - когда надеется только на себя, на свои силы и разум. У верующего человека должна быть золотая середина. Один богослов говорил так: «О своих жизненных проблемах нужно молиться Богу так, как будто все зависит только от него, а трудиться над своей проблемой так, как будто все зависит только от тебя».
Венера ЛИСКИНА
Фото автора