Куда ни кинь - всюду барьеры для инвалидов
Здесь можно найти и радионяню для глухих мам, и блокноты для слепых, и посуду с ограничителями для людей с нарушенной координацией, и противопролежневые надувные матрацы. Казалось бы, есть повод порадоваться. Но есть и опасение, что на фоне проблем инвалидов такое нововведение скорее вызовет раздражение, чем интерес.
Дефицит памперсов
О каких радионянях или тарелках с ограничителями можно говорить, когда инвалидам не хватает элементарных технических средств реабилитации? На июньском заседании «круглого стола» по проблемам реабилитации инвалидов начальник управления министерства социального развития и попечительства по Братску Татьяна Литвинова сообщила, что в 2010 году обеспечение средствами ежедневного пользования - сорбирующим бельем составило 75%, спецсредствами, необходимыми при нарушении функции зрения, - 70%. Слуховые аппараты получила только треть нуждающихся. Крайне низкой была обеспеченность тростями, опорами, костылями - всего 15%, а тепло и сурдосредства инвалиды не получили вовсе. Такое положение дел вызывало и вызывает справедливое возмущение и недовольство как самих потребителей, так и ухаживающих за ними родственников.
Многие инвалиды, особенно те, кто нуждается в слуховых аппаратах, памперсах, пеленках и абсорбирующих средствах, от натуральных льгот перешли на выплату денежной компенсации. Однако особого улучшения не почувствовали. Возмещение за самостоятельно приобретенные средства технической реабилитации (ТСР) производилось по цене госконтрактов, а не по фактически понесенным затратам, а это значительно меньше. При этом деньги выплачивались с большими задержками.
Тяжелые протезы
Не лучше ситуация и с ортопедическими протезами. Согласно контракту с областным министерством здравоохранения братских инвалидов протезами ортопедической помощи обеспечивает иркутское предприятие. Направления выписывает выездная комплексная бригада. В частности, в апреле в Братске такая бригада обслужила 318 человек, в том числе 64 ребенка, хотя на сегодня в предоставлении протезно-ортопедической помощи нуждаются 664 (!) инвалида, среди которых 117 (!) детей. Одна из причин, почему граждане не явились на прием, это многочасовые очереди, выстоять которые не под силу даже здоровым людям.
И хотя управление по Братску на протяжении ряда лет обращается в область со своими предложениями по улучшению ситуации, эти обращения не рассматриваются. Между тем, то, что предлагают братчане, не требует больших финансовых вложений. Братск просит лишь более четко определять сроки работы выездной бригады, проводить приемы не менее двух дней и не реже двух раз в год, увеличить состав бригады - двух специалистов явно недостаточно, и организовать прием в каждом округе. Тогда и очередь будет меньше, и приемы не будут столь долгими.
Хотелось бы решить и другую проблему - повысить качество протезно-ортопедических изделий. Среди тех, кто попал к иркутским медикам и получил направление, некоторые, а именно родители 16 детей, отказались заказывать сложную ортопедическую обувь из-за ее низкого качества. Дети не хотят носить неудобную и очень тяжелую обувь. Может, сотрудникам Главного бюро "Медико-социальной экспертизы", придумавшим «Идеальный дом для инвалидов», следует придумать что-то более земное и конкретное, например, удобные и легкие протезы ?
Недостаточная реабилитация
Специалисты отмечают, что в Братске и Братском районе растет стойкая инвалидность. Для ее снижения необходимо развивать более эффективные методы реабилитации, стараться провести ее в полном объеме. По словам заместителя начальника департамента здравоохранения администрации Братска Татьяны Козиной, с 2006 года по 2009 год за счет средств Фонда соцстрахования больных (работающих граждан) после операции на желудке и желчно-выводящих путях, а также пациентов с сахарным диабетом и с острым нарушением кровообращения направляли на долечивание в санаторий «Братское взморье», а тех, кто перенес инфаркт, у кого нестабильная стенокардия после операции на сердце, - в санаторий «Юбилейный». В 2009 году в «Юбилейном» долечивались 189 пациентов после инфаркта и 120 - с острым нарушением кровообращения. В 2010 году эти полномочия передали на региональный уровень, денег там не нашлось, и это направление не работало. В мае 2011 года в областном бюджете отыскали средства на 119 путевок, из них 64 - по долечиванию после инфаркта миокарда, 34 - после нестабильной стенокардии и 41 - после инсульта. Однако этого крайне недостаточно, ибо потребность в разы больше. Власти города обратились в региональное правительство по вопросу увеличения квот, но ответа пока не получили.
Такая же проблема и с оздоровлением на российских курортах. Несмотря на то, что в текущем году поступило больше путевок, чем в прошлом, на санаторно-курортное лечение смогли отправиться только 22% нуждающихся. Из 75 путевок южного направления только 41 предоставлена детям-инвалидам. Чтобы больше охватить людей и снять социальное напряжение, продолжительность санаторно-курортного лечения для взрослых в этом году уменьшили до 18 дней, но и это не решило проблемы.
Набил оскомину и лекарственный вопрос. Как известно, норматив на одного льготника в месяц в прошлом году составлял 570 рублей. На такие деньги обеспечить инвалидов качественными препаратами нереально. Поэтому многие отказались от медицинской части социального пакета. В 2010 году в программе льготного лекарственного обеспечения осталось только 6 967 инвалидов из 21,7 тысяч. В программе остаются только те инвалиды, на лечение которых требуются дорогостоящие лекарства. В 2011 году лекарства получают еще меньше льготников - 6 354. При этом далеко не все, а лишь маленькая толика тех, кто отказался от медицинской части соцпакета, деньги, полученные вместо лекарств, тратят на их приобретение. В итоге пациенты-инвалиды, не получая базисного лечения, тяжелее болеют. Их все чаще привозят на «скорой помощи» в больницу.
Барьерная среда
Нельзя не вспомнить еще одну, не менее больную тему - отсутствие безбарьерной среды для инвалидов-колясочников, а таковых в городе около 600 человек. Подавляющее большинство из них, словно заключенные, сидят в квартирах, отгороженные от внешнего мира лестничными маршами. Даже те, кто живет на первом этаже, не могут спуститься с крыльца. Пожарные в силу всяких нормативов не разрешают сделать стационарный пандус, а в городском бюджете нет средств на откидную конструкцию.
Если же человеку с ограниченными возможностями передвижения все же удалось выйти из дома, его ждут новые препятствия. На дорогах и тротуарах он сталкивается с высокими бордюрами, которые невозможно преодолеть без чьей-либо поддержки, в учреждениях - с отсутствием удобных заездов, проездов и подъемов. Только в 2003 году вновь возводимые объекты жилья и соцкультбыта стали принимать в эксплуатацию при условии наличия пандусов. Правда, как считают сами инвалиды, правильнее начинать с обустройства выхода из дома.
По улицам можно было бы перемещаться на общественном транспорте, но в городе имеется лишь два автобуса с пандусами и один низкопольный троллейбус. И то, чтобы инвалид смог в них въехать на коляске, водители должны вплотную подъезжать к остановке, но они почему-то не спешат это делать. Принимая во внимание, что специализированный транспорт стоит в разы дороже, а средств у предприятий и в городской казне не хватает даже на закупку обычных автобусов и троллейбусов, депутаты городской думы полгода назад предлагали оборудовать одно транспортное средство для перевозки колясочников и направлять его по заявке, или организовать муниципальное такси. Но это так и осталось лишь благим пожеланием.
Понятно, что при дефицитном бюджете реализовать все и сразу невозможно. Но вполне реально ежегодно предусматривать хотя бы небольшие расходы на решение проблем людей с ограниченными возможностями и таким образом постепенно двигаться вперед. Причем, хотелось бы, чтобы средства тратились не на мифические макеты идеальных домов для инвалидов, а на первоочередные потребности этих людей.
Венера ЛИСКИНА
Фото Валерия ПАВЛОВА