Обратная сторона братской демографии
Также отмечались и другие негативные тенденции современного общества, которые прямо влияют на демографические процессы. Это и усиливающаяся роль гражданских браков, и все большее число молодых людей детородного возраста, не желающих обременять себя детьми, и низкая материальная обеспеченность населения, и отсутствие значимой поддержки для молодых родителей, а также алкоголизация населения.
По данным на 1 июля 2011 года в Братске насчитывается 1788 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 62% из них проживают в замещающих семьях - у опекунов, попечителей и приемных родителей. Усыновлено 315 ребятишек. В домах ребенка, детских домах, интернатах находится 540 детей. «Как правило, у всех есть родители. Из 126 детей, выявленных в этом году только восемь являются полными сиротами . В последние годы все чаще брошенными оказываются дошколята», - рассказала заместитель начальника управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Братску Людмила Ризман.
Чаще всего детей бросают уже взрослые женщины - старше 25 лет. Причину называют единственную - нет средств, чтобы прокормить ребенка. «Очень часто детей оставляют граждане Таджикистана, Киргизстана и представители цыганской национальности, - сообщила Людмила Ризман. - Эти отказники получают национальность «русский».
Брачные тенденции все больше удивляют
В отличие от приезжих русские семьи отнюдь не торопятся улучшать демографическую ситуацию. Еще одну шокирующую цифру озвучили работники городского ЗАГСа - 47% детей в Братске за последний год родилось вне брака. «Институт семьи как таковой постепенно разрушается, - сказала начальник братского отдела ЗАГС Людмила Баловнева. - Все больше появляется так называемых «бумажных пап», которые только формально усыновляют детей, рожденных вне брака, а в дальнейшем в судьбе ребенка практически не участвуют». Неудивительно, что женщины не торопятся заводить второго или третьего ребенка, предпочитая «родить для себя» и только одного. «Ужасает тот факт, что сегодня все реже женщины берут фамилию мужа, и проявляется тенденция, когда мужчина берет фамилию жены. Неравные браки также преобладают: мы регистрируем пары, в которых женщине, к примеру, 46, а мужу - 23», - отметила Людмила Баловнева.
В Братске для сирот места нет
Заместитель мэра по социальным вопросам Марина Зубакова, рассказала, что в ходе очередной реформы системы здравоохранения в 2007-2008 годах, город фактически потерял сеть социальных учреждений для брошенных детей. «Как так вышло, что в Братске одномоментно были упразднены социально-реабилитационные центры для детей, оставшихся без попечения родителей, непонятно до сих пор. Даже приют «Гаврош», который раньше относился к городу, а потом был отдан Братскому району, скоро будет перепрофилирован в учреждение для умственно-отсталых детей», - удивляется она.
Отсутствие специальных учреждений для сирот, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, привело к тому, что такие дети вынуждены оставаться в больницах. Больше их девать некуда. Сейчас в больницах города находится 43 брошенных ребенка. «Если в первом квартале этого года в больницах было 37 детей и 29 из них были определены в социально-реабилитационный центр Братского района, то сегодня количество детей, которые вынуждены оставаться в больницах, выросло более чем в пять раз. А ведь больницы, которые кормят этих малышей, платят зарплату нянечкам, за ними ухаживающим, худо-бедно одевают маленьких пациентов поневоле, самым что ни на есть нецелевым образом расходуют государственные деньги. Надзорно-контролирующие органы не дремлют и задают вопросы, указывают на нарушения. Да вот только исполнить закон можно в этой ситуации единственным способом - вышвырнуть отказников на улицу. Это, конечно, крайняя ситуация, и никто на это не пойдет. Но что же делать с этими малышами, жизнь которых началась с горя? Ответа нет...
Не ответ,
но хоть что-то...
Очередная реформа здравоохранения, считает Марина Зубакова, может и вовсе поставить крест на социальной работе в городе. Центр репродуктивного здоровья «Ариадна» в Братске относится к детской городской больнице. Почему именно к больнице? Ведь Центр выполняет важнейшую, но социальную, а не лечебную функцию - работает с подростками, занимается профилактикой социального сиротства. Логично, что Центр не вписывается в систему здравоохранения. Тогда, к какой сфере его отнести? Пока суть да дело, «Ариадна» получила статус клиники, дружественной молодежи от международной организации ЮНИСЕФ. Это дает шанс на сохранение Центра на социальной карте Братска. А у скольких подобных организаций такого шанса не оказалось? Ведь в той же «Ариадне» процент абортов среди пациентов клиники значительно ниже, чем в среднем по России. В клинике объясняют девочкам и их родителям, что ранняя беременность - это не приговор. И в большинстве случаев подростки занимаются воспитанием детей, не бросают их в роддоме. В то же время профилактическая работа, проводимая Центром, дает хорошие показатели по снижению ранних беременностей в городе.
«Легко обвинять мамочек, которые бросили своих детей. А что мы сделали для того, чтобы этого не произошло? Какую помощь мы оказали?» - задала риторический вопрос Марина Зубакова.
Во время круглого стола помимо констатации страшных тенденций в обществе звучали и предложения. Надо сказать, вполне здравые. И хотя в одночасье переломить ситуацию вряд ли получится, но что-то же надо делать. Этим что-то может стать открытие в городе школы приемных родителей. В настоящее время рассматривается вариант открытия такой школы на базе Дворца творчества детей и молодежи, где есть хорошие психологи и педагоги. Помимо этого, предлагается открыть филиал центра репродуктивного здоровья в Падунском округе. В администрации города сообщили, что помещение для клиники уже найдено. Специалисты уверены, что профилактика и повышение уровня знаний станут действенными способами борьбы с социальным сиротством.
Елена КУТЕРГИНА
Цифры
За первое полугодие текущего года в перинатальном центре Братска зарегистрировано восемь случаев отказа от детей. Это на 75% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. За тот же период прошлого года матерями был брошен 31 ребенок, за весь год - 52 человека. Число детей, устроенных в семьи, за полгода выросло на 60% и составило 132 ребенка.