Генная инженерия памяти бессильна
Десять лет назад, накануне майских праздников, мне довелось сопровождать по Иркутску немецкого туриста, моего ровесника, родившегося в год 25–летия Победы. Мы достаточно бодрой походкой шли по центральной улице города, как вдруг немец остановился, как вкопанный, и инстинктивно схватил мою руку. Прямо на нас с плаката смотрел лихой солдат–победитель в начищенных сапогах, с ППШ наперевес, с самокруткой в руке.
Немец буквально спал с лица, что-то далекое, видимо, передавшееся от дедов и родителей, заставило его глубоко уйти в себя.
- Послушай, - осторожно поинтересовался он спустя пару сотен метров после шокирующего для него изображения, - это ничего, что я, немец, вдруг окажусь на улице во время празднования вашей Победы. Попросту говоря, меня не побьют?
Я объяснил ему, что бояться нечего. В нас заложена великодушная память победителей, и мстить ему лично никому даже не придет в голову. Но он, кажется, мне не поверил. У немцев совсем другая память. Во всяком случае только в 2006 году, в момент футбольного чемпионства, граждане Германии позволили себе демонстративно гордиться страной, петь гимн и вывешивать флаги из окон.
Совершенно другая память о войне осталась у наших заокеанских союзников. Задолго до событий 11 сентября, благодаря неизвестным видеопиратам, мне попался в руки фильм «День независимости». Это была так называемая «экранная копия», снятая в американском кинозале во время сеанса. По ходу картины Землю захватывают пришельцы из космоса. Камера скользит по руинам Вашингтона и Нью-Йорка, выхватывает бетонное месиво жилых зданий, а в это время в кинозале раздается дружный? смех.
Честно говоря, я несколько раз просмотрел эту часть фильма и никак не мог понять причину дикого во всех смыслах веселья кинозрителей.
Позже один американец русского происхождения пояснил мне, что для тамошнего обывателя такая ситуация в фильме действительно выглядела абсурдно и смешно (напомню, дело было до 11 сентября 2001 года), примерно как если бы российскому зрителю показали фильм об инопланетянах, занимающихся ямочным ремонтом на дорогах.
Позже в одной из телепередач режиссер Владимир Хотиненко рассказал, как принимали его фильм «Мусульманин» в Штатах. Зал грохнул смехом, когда мать, встречая сына с войны, от нахлынувших чувств не в силах стоять на ногах, повалилась на землю. Сработал обыкновенный рефлекс: упал человек - значит здесь смешно.
Ну просто нет в памяти поколений американцев ужасов войны. Понимание на уровне термина есть, а врожденного чувства - нет. Неоткуда ему взяться в таких масштабах, как в России или Германии, где войной задета частная история каждой семьи. И сколько ни конструируй историю, генетика, а за ней и рефлексы, которые невозможно скрыть, возьмут свое.