Екатерина Рукосуева: веселый майор
Например, она панически боится крыс. Именно поэтому в 1977 году с радостью согласилась переехать в Новодолоново. Надоело молодой учительнице математики и физики прыгать на стол при виде хвостатых чудищ, спокойно разгуливавших по школе Бирюлюйского района, куда ее вместе с мужем направили по окончании Красноярского педагогического института. Переезжая в другой регион, супруги решили: «Год-два поживем в Братском районе и переберемся в Красноярск». Но судьба все решила за них. В 1979 году Михаила Рукосуева пригласили преподавать в техникуме, и семья, в которой уже родился сын, приехала в Братск. Чтобы получить место в детском саду, Катя устроилась работать воспитателем. Но педагогика не была ее призванием. Спустя четыре года она надумала попробовать себя в новой, бытовой сфере – и стала диспетчером телеателье. Вскоре молодая семья получила квартиру. Стала обрастать друзьями, знакомыми. Не заметили, как приросли к Братску. О Красноярске больше не вспоминали.
В начале 90-х бытовые службы развалили. Не миновала эта участь и телеателье, где Екатерина отработала семь счастливых лет. Расставание с коллегами превратилось в настоящую драму. Ей казалось, что она уже не встретит таких отзывчивых, веселых и в то же время ответственных и высокопрофессиональных людей, как ее «цветники», так называли в ателье бригаду мастеров по ремонту цветных телевизоров.
Потом год просидела без работы. Всякие идеи трудоустройства приходили в голову, но никак не думала она о таможенной карьере. В ее представлении таможни могли быть только на границе. Оказалось, что и в Братске создан пост Иркутской таможни, где работают всего четыре сотрудника во главе с Евгением Лыткиным. По совету добрых людей к ним и отправилась устраиваться на работу Екатерина. Взглянув на 35-летнюю претендентку на должность инспектора, руководитель заметил: «Старовата», но заявление о приеме подписал. Не знал строгий начальник, что его новая работница весь вечер стояла дома перед зеркалом, плакала и все спрашивала мужа: «Неужели, действительно, старая?». «Нет, конечно, - успокаивал Михаил, - не слушай ты никого».
Екатерина Андреевна хорошо помнит свою первую декларацию, которую ей поручили просто зарегистрировать. Начинающему сотруднику на эту процедуру потребовалась уйма времени. Попробуй, догадайся с первого раза, что скрывается, например, за аббревиатурой «ГТД»? Оказывается, это - грузовая таможенная декларация.
Не забыла ветеран и дежурства по хранению печатей. Поскольку тогда кабинет таможенного поста не охранялся, на ночь сотрудники по очереди забирали печати с собой. Многие помнят, что в начале девяностых преступность особенно процветала: и шапки часто с головы снимали, и сумки вырывали. Однако дежурный не так переживал за собственный кошелек, как за таможенные печати.
«Работа поста была напряженной. Компьютеров не было. Информация об изменениях нормативной базы запаздывала, и нам зачастую приходилось переделывать документы. Но как только появлялась свободная минута, сядем мы друг против друга и мечтаем, что у нас будет не пост областной таможни в арендованной комнатке, где многочисленным декларантам не то, что сидеть, - стоять негде. У нас будет своя, братская таможня в собственном здании», - вспоминает Екатерина Рукосуева.
И такое время пришло. В сентябре 1994 года наименование «Братская таможня» появилось в документах, а в 1995-ом в новую организацию стали набирать новых сотрудников. Не все прошли проверку. Здесь остались только те, кто предан таможенному делу. Утвердилась в своем призвании и Катерина. Теперь она мечтает, чтобы Братскую таможню не расформировали. Дело в том, что проходит очередная реорганизация. В некоторых регионах упразднения подразделений уже произошли – осталось по одной таможне на область. В Сибирском таможенном управлении по объему работ Братское подразделение занимает четвертое место, уступая лишь региональным центрам Иркутску, Красноярску и Кемерово. «Принимая во внимание огромный товарооборот братских предприятий и их экспортную направленность, оставить наш город без таможни было бы неправильно», - убеждена ветеран таможни.
16 лет работает она в отделе платежей. Вроде бы, все знает: как проверить обоснованность платы, как определить точность начисления и правильность перечисления. Но процедуры только кажутся элементарными. Между тем в них столько подводных камней, что каждый раз даже самый опытный специалист открывает для себя что-то новое. Объем служебной информации до такой степени велик, что переработать ее в рабочее время нереально, вот и приходится дома читать не женские романы, а нормативные документы да таможенный кодекс. Таможня сегодня вносит в федеральный бюджет основную долю дохода. Именно поэтому к ней особое внимание. Чтобы пополнения росли, правительство постоянно что-то меняет: где-то вводит пошлину, где-то ее отменяет, объявляет сезонные таможенные пошлины, запрещает временно импорт, устанавливает различные ограничения. И чтобы не было ошибок при оформлении документов, необходимо быть в курсе всех изменений.
На работу, как на праздник. Эти слова вполне бы подошли Екатерине Рукосуевой. Во-первых, она любит дело, которому служит, во-вторых, команда в таможне подобралась замечательная.
Не желая отставать от продвинутой молодежи, Рукосуева все время учится. Но и молодым есть чему учиться у ветерана. В организации действует институт наставничества. Когда-то таможенному ремеслу Екатерину обучала Валентина Усова. У этой необыкновенно воспитанной и интеллигентной женщины она училась не только профессиональным навыкам. Училась сдерживать эмоции и направлять их в правильное русло, не позволяя мелкому захлестнуть главное. В данное время Екатерина Андреевна - наставник главного государственного инспектора Олега Кукаш, в какой-то степени ее учеником является и молодой начальник отдела платежей Тимофей Дюжев. Ветеран с гордостью отмечает, что талантливый и перспективный ученик превзошел своего учителя.
За звездами на погонах эта женщина никогда не гналась. Однако если бы федеральные власти задержались с «демилитаризацией» таможенной службы хотя бы на месяц, быть бы Екатерине подполковником. Впрочем, звание майора, которое она успела получить, пожалуй, для женщины не менее экстравагантно. Если же говорить о гражданском чине, то он у Рукосуевой самый высокий, ибо Екатерина Андреевна является главным государственным таможенным инспектором, советником РФ первого класса. Но гордится она не чинами и званиями, а наградами, которые заслужила добросовестным трудом. Среди них – два знака «Отличник таможенной службы», две медали «За службу в таможенных органах». Как нам стало известно, в этом году в день профессионального праздника ее ждет очередное вознаграждение.
Форма делает нашу героиню внешне несколько суровой и закрытой. На работе она действительно строгая, серьезная, сосредоточенная, ведь зачастую приходится решать непростые задачи. Правда, коллег ее строгость и требовательность ничуть не смущают, скорее, наоборот, вызывают уважение. В кругу друзей Екатерина совершенно иная – общительная и веселая. Она всегда находит общий язык с окружающими.
Старается со всеми жить в ладу. И хорошо помнит слова своей бабушки: «Земля – не чемодан, не спрячешься. Если сделал кому-то плохо, это плохое к тебе и вернется».
Она никого не забыла из тех, с кем доводилось встречаться по жизни. Более того, для каждого всегда найдет много теплых, добрых слов. Считает, что ей везет на хороших людей. И не подозревает, что секрет этого везения кроется в ней самой, ибо своей неукротимой энергией, любовью к жизни, она, словно магнит, притягивает к себе людей.
Эта женщина готова охватить всех вниманием и заботой. Главное, по мнению Екатерины Андреевны, чтобы люди не чувствовали себя забытыми и невостребованными. И, видно, поэтому вместе с коллегами из Совета ветеранов она спешит поздравить бывших работников таможни с днями рождениями, юбилеями, стремится сделать им небольшие подарки.
Жизнь не бывает безоблачной. Безусловно, и у майора братской таможни возникают проблемы, случаются стрессы. Но у нее есть надежный тыл - семья. 33 года делит с ней радости и горести любимый мужчина. Когда они поженились, многие пророчили: «Коли свадьба в мае, будете всю жизнь маяться». Однако долгая совместная жизнь убедила, что семейные отношения не зависят от даты свадьбы. Самое важное, чтобы у семьи был надежный стержень. Таким стрежнем для Рукосувых стали взаимопонимание, забота и умение ценить друг друга. Всему этому они учатся у родителей Михаила, идущих вместе по жизни уже 63 года.
Выросшая в живописном поселке Красноярского края Екатерина обожает сибирскую природу. Не удивительно, что любимым занятием семьи были вылазки на берег Братского моря. Звездное крошево над палаткой, забрасывание спиннинга с лодки, песни у костра. Что еще нужно для счастья? Поначалу ничего. Но позже для полноты чувств понадобилась дача на Дунайке. Теперь именно она стала любимым местом отдыха Екатерины Андреевны. Она с удовольствием ухаживает за огурцами, помидорами и клубникой. Более того, вопреки короткому сибирскому лету выращивает вишни, груши и даже арбузы.
Еще обожает готовить, а более всего - стряпать. Кулинарный талант, видно, передался от мамы, которая всю жизнь работала кондитером в поселковой столовой. Сейчас и времени меньше стало, и в магазинах все можно купить, но стоит на время оставить стряпню, близкие начинают возмущаться. Сын Денис до сих пор считает, что лучше маминых пирожных – заварных профитролей в форме лебедей - никто ничего не придумал. Да и внуки говорят, что бабушкины торты гораздо вкуснее сделанных чужими руками.
«Жизнь можно считать удавшейся, если внуки вырастут счастливыми», - говорит Екатерина Рукосуева. А ведь прежде никак не могла поверить, что внуков можно любить больше, чем собственное чадо. И только после рождения детей в семье сына поняла – можно. По крайней мере, в своих она души не чает.