Сергей Вардашкин: потомственный оптимист
13.08.2009
Братский филиал благотворительного фонда «Илим-Гарант», возглавляемый Сергеем Вардашкиным, заботится о будущем, не забывая о прошлом – помогает детским домам и образовательным учреждениям, поддерживает стариков и строит первый в городе культурно-просветительский центр.
Сергей Вардашкин родился и рос в Бурятии, в районе гор Хамар-Дабан. С малых лет он проводил огромное количество времени на природе. Его отец, заядлый охотник и рыбак, всегда брал мальчика с собой в тайгу. Жизнь на лоне природы отложила свой отпечаток на юношу, так что у Сергея Вардашкина не возникло ни малейших сомнений, какую работу выбрать – ту, что связана с изучением богатств родной земли. Именно поэтому Сергей поступил в Иркутский политехнический институт на специальность инженер-геофизик. Учиться, вспоминает теперь Сергей Юрьевич, было очень интересно, но работать год после института по специальности так и не пришлось - практически сразу после окончания института молодого специалиста забрали в армию. В вузе была военная кафедра, поэтому Сергей Вардашкин отправился в воинскую часть Забайкальского военного округа, в город Кяхта, уже с лейтенантскими звездочками на погонах. И вчерашнему выпускнику сразу дали в подчинение целый взвод. «Я до сих пор помню, с каким душевным трепетом и невообразимым волнением я выводил солдат на построение, – рассказывает Сергей Юрьевич, – отдавал им команды: «Взвод, стройся! Равняйсь! Смирно!» А ведь многие из моих подчиненных были мне почти ровесниками».
Служба в армии – первый опыт руководства коллективом лейтенанта Вардашкина. Но со всеми, в том числе «дембелями» и старослужащими, молодому взводному удалось найти общий язык. Солдаты не испытывали своего офицера на прочность. И сам лейтенант Вардашкин не кичился своим званием. Он никогда не боялся черновой работы, вместе с личным составом выполнял данные поручения, которых было немало. Его саперная рота в танковом полку выполняла всю работу - от хозяйственной до ремонтной. И Сергей Вардашкин своим примером заставлял солдат трудиться. «Делай как я, делай лучше, чем я» - под таким девизом проходила его служба.
Теперь Сергей Юрьевич вспоминает, что сначала армейские годы он считал прошедшими зря. Но спустя много лет, оборачиваясь назад, он понимает, что это была настоящая школа, бесценный жизненный опыт.
После армии у Сергея Вардашкина даже не стоял вопрос о том, в каком городе пытать счастья. На последнем курсе института он женился, а когда уехал в армию, родился сын. «Супруга вместе с маленьким ребенком на руках приехала ко мне в Кяхту, так что можно считать, вместе отслужили, - рассказывает Сергей Юрьевич. – А незадолго до окончания службы жена уехала в Братск, где жили ее родители, устроилась там на работу». Поэтому и не было у молодого офицера выбора, куда ехать из армии – конечно, к семье.
Найти работу в Братске Сергею Вардашкину оказалось непросто. Геофизиков в городе в ту пору еще не было. «На БрАЗ меня не взяли, на БЛПК тоже. С высшим образованием устроиться простым рабочим было невозможно», - теперь уже со смехом вспоминает Сергей Юрьевич. Место для него нашлось в экспедиции инженерно-строительных изысканий, где он в итоге проработал восемь лет. Начал с рядового техника-геолога, дошел до начальника отряда. Работа была очень интересной, тем более заданий в растущем городе было много. Прежде чем построить дом, нужно узнать грунтовые условия. От этого зависит тип фундамента, глубина заложения, количество свай и многое другое. Это лишь малая толика тех обязанностей, которые выпали на долю Сергея Юрьевича. Когда Сергей Вардашкин в 1973 году приехал в Братск, не было еще Центрального рынка, двадцатых микрорайонов. В районе рынка собирали грибы, в двадцатых микрорайонах охотились на рябчиков. Здесь экспедиция Сергея Вардашкина и проводила свои изыскания. Принимал он участие и в строительстве новых микрорайонов Энергетика, 45 квартала в Гидростроителе. «Так что в том, что в Братске еще ни один дом не обвалился, есть, в том числе, и моя заслуга», - без лишней скромности говорит Сергей Юрьевич.
Объектов у экспедиции инженерно-строительных изысканий было очень много. Приходилось выезжать и в район БАМа, поэтому, бывало, что из года работы полгода Сергей Вардашкин проводил в командировках. Семье это, конечно, не нравилось. Поэтому, когда Сергею Юрьевичу предложили работу в партии, его жена настоятельно рекомендовала супругу подумать над этим предложением. После долгих колебаний он согласился и стал кандидатом в члены партии. А уже через полгода Сергея Вардашкина пригласили, как видного общественника, в горком партии и предложили работу. Он с улыбкой вспоминает случай, благодаря которому его заметили: «Мне дали поручение проверить работу партийных организаций. Я написал справку, в которой постарался объективно изложить что к чему. Написал, что хорошо, что нормально, что удовлетворительно, и вместе с тем есть такие-то недостатки. И вот эта фраза «вместе с тем» и сам стиль изложения привлекли внимание партийных функционеров». Партийная карьера Сергея Юрьевича быстро пошла в гору. Через год он уже был инструктором горкома партии, перед перестройкой стал заместителем секретаря парткома. Но партийная карьера закончилась вместе с развалом СССР.
Но разве деятельный человек усидит дома без дела? Заместитель директора БЛПК по социальным вопросам Николай Яковлев предложил Сергею Вардашкину организовать новую для комбината службу – отдел социального развития. На лесопромышленном комплексе существовало много социальных гарантий, развитая инфраструктура, но все это необходимо было систематизировать. Сергей Вардашкин создал отдел, только начал работать, как его перевели на работу кадровика. Стал осваивать ее. Потом был директором по работе с персоналом, заместителем генерального директора лесопромышленного комплекса.
Следующим шагом в работе Сергея Вардашкина стало создание благотворительного фонда. Фонд был создан в период реструктуризации Братского лесопромышленного комплекса, когда он разделился на множество отдельных юридических лиц. Дело в том, что лесопромышленный комплекс всегда оказывал помощь детским садам, больницам, школам, шел навстречу городской администрации. Когда комплекс распался, помощь стало оказывать труднее. Каждое предприятие само пыталось что-то решать, откликаться на просьбы. И было решено централизовать эту работу, чтобы она была открытой и прозрачной, и было понятно, какие средства и на что идут.
Еще одна острая проблема была связана с ветеранской организацией. По коллективному договору им оказывали помощь. Когда же предприятия распались, сложно было оказать материальную помощь пенсионерам. Каких-то предприятий не стало, и пенсионеры остались никому не нужными. Созданная при участии Сергея Вардашкина ветеранская организация неработающих ветеранов БЛПК объединила всех людей, когда-то работавших на комплексе, а Братский филиал благотворительного фонда «Илим Гарант» сделал одной из основных задач поддержку неработающих пенсионеров БЛПК. На эти цели идет ежегодно более восьми миллионов рублей.
Большой серьезный проект, реализация которого продолжается и по сей день, – строительство культурно-просветительского центра напротив гостиницы «Тайга». Два года братский филиал фонда «Илим-Гарант» перечислял на эти работы по пять миллионов рублей, в этом году еще три миллиона.
Постоянная программа фонда – помощь братскому детскому дому. В 2008 году, когда формировался бюджет на 2009 год, еще не предполагали грядущие финансовые проблемы. «На расходы была заложена приличная сумма – 24 миллиона, - рассказывает Сергей Вардашкин. – Но в связи с кризисом пришлось урезать расходную часть. Многие статьи секвестировали и даже вообще убрали, кроме двух – помощь ветеранам и детскому дому».
Несмотря на огромное количество работы, Сергей Юрьевич старается находить время и на любимые увлечения. Как и много лет назад, он обожает природу, собирает грибы, охотится, рыбачит. В летний период с удовольствием проводит время на даче, где выращивает овощи. Здесь его самый главный помощник – средний внук. Ему пять лет, но он всегда помогает деду и в огороде, и на рыбалке.
Еще одно увлечение Сергея Вардашкина – горные лыжи. И хотя встал он на них довольно поздно, но поехал самостоятельно, без всяких уроков и инструкторов. Объясняет свой феномен Сергей Юрьевич просто: «В горах Хамар-Дабан лыжи были жизненной необходимостью, средством передвижения. А как еще можно было петлю на зайца поставить? Мы на лыжах с мягким креплением по лесным тропинкам умудрялись спускаться с гор, так что на горные лыжи я просто встал и поехал».
На мировосприятие Сергея Вардашкина огромное влияние оказал его отец-фронтовик. Человек, до сих пор остающийся для Сергея непререкаемым авторитетом. Он никогда не приказывал сыну в жесткой форме, все жизненные мудрости всегда объяснялись мягко, но доходчиво. Благодаря отцу Сергей Юрьевич научился смотреть на происходящие в жизни события с оптимизмом. Еще подростком он услышал и запомнил на всю жизнь фразу: счастье или несчастье – это не то, кем вы являетесь, а то – что вы об этом думаете. Так и сформировался его главный жизненный принцип: «Если что-то не ладится, нужно постараться переключить диапазон и переосмыслить все».
Самое важное, с чем Сергею Вардашкину повезло в жизни, - это большая дружная семья. Помимо отца, так много сделавшего для становления Сергея Юрьевича, у него есть любимая жена, двое детей и трое внуков. И пусть не всегда удается проводить вместе столько времени, сколько хотелось бы, главное – знать: что бы ни случилось, рядом всегда будут самые родные и близкие люди, готовые поддержать в самой сложной ситуации.
Служба в армии – первый опыт руководства коллективом лейтенанта Вардашкина. Но со всеми, в том числе «дембелями» и старослужащими, молодому взводному удалось найти общий язык. Солдаты не испытывали своего офицера на прочность. И сам лейтенант Вардашкин не кичился своим званием. Он никогда не боялся черновой работы, вместе с личным составом выполнял данные поручения, которых было немало. Его саперная рота в танковом полку выполняла всю работу - от хозяйственной до ремонтной. И Сергей Вардашкин своим примером заставлял солдат трудиться. «Делай как я, делай лучше, чем я» - под таким девизом проходила его служба.
Теперь Сергей Юрьевич вспоминает, что сначала армейские годы он считал прошедшими зря. Но спустя много лет, оборачиваясь назад, он понимает, что это была настоящая школа, бесценный жизненный опыт.
После армии у Сергея Вардашкина даже не стоял вопрос о том, в каком городе пытать счастья. На последнем курсе института он женился, а когда уехал в армию, родился сын. «Супруга вместе с маленьким ребенком на руках приехала ко мне в Кяхту, так что можно считать, вместе отслужили, - рассказывает Сергей Юрьевич. – А незадолго до окончания службы жена уехала в Братск, где жили ее родители, устроилась там на работу». Поэтому и не было у молодого офицера выбора, куда ехать из армии – конечно, к семье.
Найти работу в Братске Сергею Вардашкину оказалось непросто. Геофизиков в городе в ту пору еще не было. «На БрАЗ меня не взяли, на БЛПК тоже. С высшим образованием устроиться простым рабочим было невозможно», - теперь уже со смехом вспоминает Сергей Юрьевич. Место для него нашлось в экспедиции инженерно-строительных изысканий, где он в итоге проработал восемь лет. Начал с рядового техника-геолога, дошел до начальника отряда. Работа была очень интересной, тем более заданий в растущем городе было много. Прежде чем построить дом, нужно узнать грунтовые условия. От этого зависит тип фундамента, глубина заложения, количество свай и многое другое. Это лишь малая толика тех обязанностей, которые выпали на долю Сергея Юрьевича. Когда Сергей Вардашкин в 1973 году приехал в Братск, не было еще Центрального рынка, двадцатых микрорайонов. В районе рынка собирали грибы, в двадцатых микрорайонах охотились на рябчиков. Здесь экспедиция Сергея Вардашкина и проводила свои изыскания. Принимал он участие и в строительстве новых микрорайонов Энергетика, 45 квартала в Гидростроителе. «Так что в том, что в Братске еще ни один дом не обвалился, есть, в том числе, и моя заслуга», - без лишней скромности говорит Сергей Юрьевич.
Объектов у экспедиции инженерно-строительных изысканий было очень много. Приходилось выезжать и в район БАМа, поэтому, бывало, что из года работы полгода Сергей Вардашкин проводил в командировках. Семье это, конечно, не нравилось. Поэтому, когда Сергею Юрьевичу предложили работу в партии, его жена настоятельно рекомендовала супругу подумать над этим предложением. После долгих колебаний он согласился и стал кандидатом в члены партии. А уже через полгода Сергея Вардашкина пригласили, как видного общественника, в горком партии и предложили работу. Он с улыбкой вспоминает случай, благодаря которому его заметили: «Мне дали поручение проверить работу партийных организаций. Я написал справку, в которой постарался объективно изложить что к чему. Написал, что хорошо, что нормально, что удовлетворительно, и вместе с тем есть такие-то недостатки. И вот эта фраза «вместе с тем» и сам стиль изложения привлекли внимание партийных функционеров». Партийная карьера Сергея Юрьевича быстро пошла в гору. Через год он уже был инструктором горкома партии, перед перестройкой стал заместителем секретаря парткома. Но партийная карьера закончилась вместе с развалом СССР.
Но разве деятельный человек усидит дома без дела? Заместитель директора БЛПК по социальным вопросам Николай Яковлев предложил Сергею Вардашкину организовать новую для комбината службу – отдел социального развития. На лесопромышленном комплексе существовало много социальных гарантий, развитая инфраструктура, но все это необходимо было систематизировать. Сергей Вардашкин создал отдел, только начал работать, как его перевели на работу кадровика. Стал осваивать ее. Потом был директором по работе с персоналом, заместителем генерального директора лесопромышленного комплекса.
Следующим шагом в работе Сергея Вардашкина стало создание благотворительного фонда. Фонд был создан в период реструктуризации Братского лесопромышленного комплекса, когда он разделился на множество отдельных юридических лиц. Дело в том, что лесопромышленный комплекс всегда оказывал помощь детским садам, больницам, школам, шел навстречу городской администрации. Когда комплекс распался, помощь стало оказывать труднее. Каждое предприятие само пыталось что-то решать, откликаться на просьбы. И было решено централизовать эту работу, чтобы она была открытой и прозрачной, и было понятно, какие средства и на что идут.
Еще одна острая проблема была связана с ветеранской организацией. По коллективному договору им оказывали помощь. Когда же предприятия распались, сложно было оказать материальную помощь пенсионерам. Каких-то предприятий не стало, и пенсионеры остались никому не нужными. Созданная при участии Сергея Вардашкина ветеранская организация неработающих ветеранов БЛПК объединила всех людей, когда-то работавших на комплексе, а Братский филиал благотворительного фонда «Илим Гарант» сделал одной из основных задач поддержку неработающих пенсионеров БЛПК. На эти цели идет ежегодно более восьми миллионов рублей.
Большой серьезный проект, реализация которого продолжается и по сей день, – строительство культурно-просветительского центра напротив гостиницы «Тайга». Два года братский филиал фонда «Илим-Гарант» перечислял на эти работы по пять миллионов рублей, в этом году еще три миллиона.
Постоянная программа фонда – помощь братскому детскому дому. В 2008 году, когда формировался бюджет на 2009 год, еще не предполагали грядущие финансовые проблемы. «На расходы была заложена приличная сумма – 24 миллиона, - рассказывает Сергей Вардашкин. – Но в связи с кризисом пришлось урезать расходную часть. Многие статьи секвестировали и даже вообще убрали, кроме двух – помощь ветеранам и детскому дому».
Несмотря на огромное количество работы, Сергей Юрьевич старается находить время и на любимые увлечения. Как и много лет назад, он обожает природу, собирает грибы, охотится, рыбачит. В летний период с удовольствием проводит время на даче, где выращивает овощи. Здесь его самый главный помощник – средний внук. Ему пять лет, но он всегда помогает деду и в огороде, и на рыбалке.
Еще одно увлечение Сергея Вардашкина – горные лыжи. И хотя встал он на них довольно поздно, но поехал самостоятельно, без всяких уроков и инструкторов. Объясняет свой феномен Сергей Юрьевич просто: «В горах Хамар-Дабан лыжи были жизненной необходимостью, средством передвижения. А как еще можно было петлю на зайца поставить? Мы на лыжах с мягким креплением по лесным тропинкам умудрялись спускаться с гор, так что на горные лыжи я просто встал и поехал».
На мировосприятие Сергея Вардашкина огромное влияние оказал его отец-фронтовик. Человек, до сих пор остающийся для Сергея непререкаемым авторитетом. Он никогда не приказывал сыну в жесткой форме, все жизненные мудрости всегда объяснялись мягко, но доходчиво. Благодаря отцу Сергей Юрьевич научился смотреть на происходящие в жизни события с оптимизмом. Еще подростком он услышал и запомнил на всю жизнь фразу: счастье или несчастье – это не то, кем вы являетесь, а то – что вы об этом думаете. Так и сформировался его главный жизненный принцип: «Если что-то не ладится, нужно постараться переключить диапазон и переосмыслить все».
Самое важное, с чем Сергею Вардашкину повезло в жизни, - это большая дружная семья. Помимо отца, так много сделавшего для становления Сергея Юрьевича, у него есть любимая жена, двое детей и трое внуков. И пусть не всегда удается проводить вместе столько времени, сколько хотелось бы, главное – знать: что бы ни случилось, рядом всегда будут самые родные и близкие люди, готовые поддержать в самой сложной ситуации.