Только вдумчивое чтение защитит вас от неприятностей с риэлторами
Рассказывая свою историю, Елена то гневно возмущалась, то едва сдерживала слезы. А началось все с того, что в начале лета прошлого года женщина решила продать дом в черте города. К посредникам не обращалась. Разместив объявление в одной из местных газет, стала ждать звонков от покупателей. Тот, кто впоследствии стал причиной нервного напряжения, а также многочисленных срывов сделок по продаже дома, Елене позвонил сам. Риэлтор назначил встречу, и, посмотрев дом, предложил заключить договор с его агентством, пообещав, что недвижимость будет реализована быстро. От владелицы требовалось лишь передать документы – домовую книгу и договор купли-продажи. Обязательства по оформлению техпаспорта и кадастрового паспорта на землю посредник брал на себя.
Прошло три месяца. За это время риэлтор так и не нашел покупателей, не были сделаны необходимые для регистрации сделки документы. Истек и срок соглашения, заключенного между женщиной и агентством. Разочарованная отсутствием каких-либо результатов работы фирмы и усомнившаяся в деловых качествах риэлтора, владелица недвижимости решила забрать свои документы. Вот здесь и началось самое интересное. В обмен на документы, агент потребовал у женщины 8 тысяч рублей. Эти деньги, якобы, были затрачены фирмой на размещение рекламы. Однако заранее о таких платных услугах клиентку никто не предупреждал, и в договоре ничего об этом сказано не было.
На поводу у вымогателя женщина идти не пожелала. Она атаковала риэлтора телефонными звонками, добиваясь одного – чтобы ей вернули документы на недвижимость. В других агентствах договоры с Еленой не заключали, потому что без соответствующих бумаг никто не верил, что она действительно является владелицей дома. Тем временем, риэлтор предложил продлить договор с его агентством, уверяя, что покупатели на дом уже найдены. И Елена поддалась, второй раз.
Все повторилось. В течение следующих трех месяцев владелица недвижимого имущества все-таки заключила соглашение с другой фирмой. И на этот раз женщине повезло, вскоре нашлись покупатели. Однако для оформления сделки нужны были документы. Забрать их все так же не удавалось.
- Я постоянно звонила своему горе-риэлтору. И уже только голос его слышала, меня трясти начинало. Он мне только одну фразу говорил: «Платите деньги, и тогда забирайте свои документы». Или, едва снимая трубку, говорил, что ему некогда, что он у врача, затем бросал трубку. И так изо дня в день, из недели в неделю, рассказывает Елена.
Потеряв нескольких покупателей, и отчаявшись решить проблему с документами самостоятельно, клиентка обратилась в прокуратуру. Там посоветовали идти в суд, объяснив, что просто прийти в фирму и изъять принадлежащие владелице бумаги, не правомочна ни одна правоохранительная структура. Однако столь долгосрочная перспектива решения вопроса ее не устраивала. Желающие купить дом, не дожидаясь, уходили один за другим.
В порыве отчаяния женщина обратилась к коллегам риелтора. И тут выяснилось, что недобросовестный риелтор, оказывается, состоит в списках членов профессиональной организации, позиционирующей себя, как сообщество самых достойных в городе игроков на рынке недвижимости. Обстоятельство, что поведение риелтора может бросить тень на других участников рынка для Елены стало спасением и помогло поставить точку в этой истории. В дело с документами Елены вмешались люди, действительно обеспокоенные дискредитацией имиджа. Однако после этого риелтор сам стал звонить Елене и предлагать вернуть ее документы – за те же 8 тысяч рублей. Женщина не изменила своей позиции. А к решению некрасивого дела подключились его коллеги из областного центра. У иркутян хватило рычагов воздействия и аргументов, через полгода женщине, наконец, вернули документы на дом.
Если верить пострадавшим, это не единственный случай, когда риэлтор отказывался возвращать документы и предлагал их выкупить. Суммы называл разные. А свои требования обосновывал затраченными на рекламу средствами. За три года агент по недвижимости изобрел и овладел различными техниками разведения клиентов на бабки. В изобретательности ему не откажешь. Например, уже во время сделки агент заявлял своему доверителю, что тот должен оплатить его услуги сверх процента с продажи квартиры. Удивленному этой новостью клиенту риелтор тыкал пальцев в договор. Напечатанная мелким, нечитаемым шрифтом, сноска гласила, что за работу продавец недвижимости действительно обязан выплатить фирме 25 тысяч рублей. К сожалению, люди редко внимательно вчитываются в содержание документа, который подписывают, особенно сноски внизу листа мелким шрифтом.
Как утверждают бывшие клиенты, в отношении них применялись и нестандартные методы воздействия. Упорно не желавшие расставаться со своими деньгами, имели неприятное общение со странными людьми, представляющимися то адвокатами, то «коллегами» этого риэлтора. К одному из них, Александру крепкие ребята подошли, когда он находился в своем гараже. Мужчине сделали «внушение», приводя «убедительные аргументы»? До применения физической силы дело, однако не дошло, но человек был напуган.
В Управление по борьбе с экономическими преступлениями заявления потерпевших от деятельности агентств недвижимости поступают стопками. Но до суда доходят лишь единицы. Недобросовестные риэлторы, составляя мудреные договоры оказания услуг, оказываются защищенными со всех сторон и, фактически, действуют в рамках закона. По словам начальника УБЭП Руслана Верещагина, чаще всего граждане по собственной неосмотрительности становятся жертвами мошенников. Он сослался на недавний случай. В ОБЭП обратился человек, которому агент не отдал деньги за проданную квартиру. В ходе расследования выяснилось, что после заключения сделки, получив на руки деньги от покупателя, потерпевший просто отдал их риэлтору – на хранение. Расписку не взял. А тот воспользовался ситуацией, и деньги присвоил. В данном случае, закон бессилен. Согласно документам, сделка состоялась, материальные средства были переданы. Хоть на взгляд человеческий, обман налицо.
Установить и доказать факт мошенничества очень трудно. Для этого нужно обосновать, что у человека был умысел на хищение. Свидетельские показания не могут стать основанием для заведения такого уголовного дела. Только документально подтвержденные факты могут свидетельствовать о незаконном характере действий «черного» риэлтора. Оперативники проводят расследования, но, как правило, по документам все чисто. Поэтому, судебная перспектива у подобных дел крайне низкая.
Бизнес, связанный с недвижимостью, кажется легким. Это и приводит в ряды риэлторов в том числе и нечестных людей с богатой фантазией, которые профессионально владеют определенным набором честного отъема денег. Оперативники ОБЭП говорят, что таких способов много. Некоторые агенты по недвижимости настолько изобретательны, что способны обвести вокруг пальца не только частное лицо, но и банки. В прошлом году проворная семейная пара приобрела квартиру по ипотеке. То, что независимый эксперт оценил стоимость недвижимости выше рыночной в три раза, выяснилось, когда было уже слишком поздно. Мошенники скрылись, едва получив кредит. Сотрудники банка спохватились, лишь, когда на счет не поступил платеж по ипотеке. В собственности банка осталась квартира, продажа которой позволила покрыть лишь треть ущерба. И даже в данном случае закон не на стороне потерпевшего. Как доказать, что эксперт, оценивающий квартиру, имел умысел на получение прибыли?
Сотрудники ОБЭП предупреждают, что под риелторской личиной могут скрываться люди, вообще не имеющие отношения к этому бизнесу. Представляясь сотрудниками агентства недвижимости и имея на руках лишь договор оказания услуг, где прописано название ООО, мошенники сами выходят на своих жертв, выбирая в газетах объявления от частных лиц. Сейчас в городе действуют около 80 агентств по продаже недвижимости. Новые фирмы продолжают открываться, несмотря на кризис. И также срочно закрываются, но, по сути, каждый риелтор работает на себя. И какими принципами он руководствуется в своей работе, зависит только от его совести.
Раньше рынок недвижимости от случайных игроков хотя бы частично защищало государственное лицензирование. Но в 2002 году его отменили, заменив добровольной сертификацией. По собственному желанию агентство недвижимости может вступить в профессиональный союз. Членство в нем в идеале должно гарантировать клиенту надежность и безопасность. Однако, на деле, получается, что членство в профессиональной организации совсем не гарант качества, и принадлежность к ней, вовсе не гарантия безопасности клиентам.
Поэтому контакт с риелтором всегда риск. Практика показывает, что некоторые риелторы не очень дорожат репутацией профессиональных союзов и своих коллег. Поэтому надеяться можно только на себя и соблюдать меры предосторожности. Прежде, чем подписывать договор, его необходимо не просто внимательно читать, а подвергнуть детальному изучению. Лучше всего забрать его с собой, не подписывая и показать кому-нибудь, кто уже имел подобный опыт общения. Отсутствие пункта о том, что по первому требованию клиент может получить назад свои документы, сразу выдаст недобросовестность намерений его составителя. «Попасть на счетчик» можно, если заранее не оговорены условия размещения объявления о продаже квартиры. У тех же, кто решил искать варианты сделки со своей недвижимостью самостоятельно, еще больше шансов привлечь внимание мошенников. Самое разумное решение – доверить жилищный вопрос агенту, надежность и честность которого подтверждают знакомые. Ну, и, конечно, бдительность и еще раз бдительность.