Пожилые торты-ледышки добрались до Братска
В газету обратились покупатели с информацией о реализации в супермаркете «Дружба» тортов от челябинского производителя – фабрики тортов «Мирель», которые там хранились в нарушение правил, установленных производителем. При проверке данных выяснилось, что инновационный продукт, который может храниться в замороженном состоянии полгода, реализовывался в нарушение рекомендаций производителя.
Проведя рейд по братским супермаркетам, мы выяснили, что неразбериха в сроках годности и правилах реализации тортов «Мирель» присутствует не только в «Дружбе», но и в скандально известной сети «Бонус». На этикетках дорогостоящих и внешне привлекательных тортов стоит только дата изготовления продукта, которая вызывает недоумение у покупателей, не осведомленных о свойствах необычного торта храниться более привычных трех суток. Так, к примеру, в супермаркете «Дружба» на тортах «Мирель» в момент реализации в конце сентября стояла дата изготовления 27 июля, 8 сентября, 17 сентября. Причем, торты находились в соседстве с обычными кремовыми кондитерскими изделиями в размороженном состоянии, хотя после разморозки, согласно инструкции, эти торты могут храниться всего 120 часов.
Продавец пояснила, что на ценнике указана только дата изготовления продукта, который может храниться при температуре минус 18 градусов шесть месяцев. Однако консультант не пояснила, почему на ценнике не указана дата разморозки торта. Свойства длительного хранения и полной безопасности торта продавец объяснила наличием большого количества консервантов. Не удалось получить вразумительного ответа и в сети «Бонус», где в консультации по поводу сомнительного продукта отказали, сославшись на отсутствие мерчендайзера.
Заведующая центром гигиены питания и эпидемиологии Братска Галина Крешевская подтвердила, что современные технологии позволяют хранить даже такие кондитерские изделия, как торты, длительное время. «Стрессовая заморозка торта затормаживает развитие вредоносных бактерий, а добавление большого количества консервантов дает возможность сохранять вкусовые качества, однако это не значит, что продукт является высококачественным, - считает специалист. – Что касается путаницы в сроках годности до и после разморозки, то нужно проверить содержание требований производителя к реализации, вероятнее всего, они могут быть нарушены уже в точке продажи».
Эксперт по сертификации хлебобулочных и кондитерских изделий центра сертификации и стандартизации Братска Андрей Колотей подтвердил, что, как правило, нарушения возникают в точках продаж. «Замороженные торты - продукт в своем роде уникальный, на территории Иркутской области такого не производят, - сообщил специалист. – Не удивительно, что местные продавцы не знают, как правильно оформлять ценник и реализовывать продукт. Скорее всего, «Мирель» разработал отраслевой стандарт для подобного инновационного продукта и утвердил его, но он довольно сложен для понимания в обычных торговых сетях, поэтому и возникает подобная путаница. Я бы рекомендовал сетям делать запросы непосредственно на фабрику, стажироваться на производстве либо привлекать сотрудников «Мирель», чтобы они проверяли соблюдение правил реализации».
Специалисты сошлись во мнении, что потребитель вправе знать, когда торт был выставлен на витрину, иными словами, разморожен и когда начался отсчет тех 120 часов, в течение которых торт годен к употреблению после разморозки. «Эта информация должна содержаться в ценнике, вывешиваемом торговым предприятием, которое реализует торт, в противном случае это нарушение прав потребителей», - считает Андрей Колотай.
Заведующая отделом потребительского рынка комитета потребительского рынка товаров и- услуг администрации Братска Людмила Богатырева также считает, что права потребителей в торговых сетях относительно полноты информации о тортах «Мирель» нарушены. «Необходимо проверить документы на эти торты и выяснить, когда они были разморожены, это должно быть подтверждено документально», - считает Любовь Богатырева.
В настоящее время специалисты решают, проводить ли проверку сетей, реализующих торты «Мирель», однако рекомендации всех однозначны: если вы не уверены в качестве торта, а продавец отказывается предоставить полные сведения о дате изготовления, заморозки и разморозки торта, лучше воздержаться от его покупки, тем более, что на братских прилавках с избытком представлена местная продукция. «В городе существует не один десяток кондитерских цехов, частных пекарен, в последнее время из-за перенасыщенности этого сегмента крупные хлебобулочные заводы, которые раньше производили торты, сегодня отказываются от этого производства, - сообщила Любовь Богатырева. - В связи с этим местные товары, помимо того, что они всегда свежие, еще и значительно дешевле привозных, в среднем на 100-150 рублей за килограмм».
Тем не менее, продукция «Мирель», а также других подобных фабрик, специализирующихся на продуктах длительного хранения, пользуется популярностью у покупателей. Согласно информации производителя, с 2004 года производственные показатели «Мирель» ежегодно увеличиваются примерно в два раза, в первую очередь, за счет расширения территории сбыта. Так, торты этой фабрики впервые появились в Иркутской области в этом году, хотя предыдущие пять лет они продавались на территории России не дальше Красноярского края. Наращивать объемы «Мирель» не мешали даже предписания и иски от контролирующих органов, которые так же, как и братчане не могли разобраться в сроках годности тортов. Так, к примеру, администрация Екатеринбурга еще в 2006 году инициировала иск к компании, в котором говорилось о несоблюдении предприятием требования законодательства и отсутствии необходимой информации для потребителей. Власти Екатеринбурга посчитали, что производителю выгодно скрывать необходимые сведения под прикрытием сложной технологии, чтобы увеличить продажи в сетях, которые, как известно, предпочитают реализовывать долго хранящуюся продукцию. Интересно, что в самой компании «Мирель» тогда сослались на голословность обвинений, поскольку, по мнению специалистов фабрики, в этикетке продукта содержится вся необходимая информация, и при внимательном прочтении недоразумений быть не может. Учитывая сложившуюся ситуацию в Братске, «Мирель», очевидно, требования администрации Екатеринбурга за четыре года так и не выполнила.
Елена КУТЕРГИНА