Всегда красивая Кузнецова
Признаюсь, шла на встречу с актрисой с некоторой робостью. «Красивая, значит, надменная и холодная, а потому общаться с ней будет непросто», - думала я. Но Ирина легко разрушила этот стереотип. В ее понимании, красота пришла в мир, чтобы сделать людей счастливыми, подарить им доброту и радость.
В актерскую профессию мою собеседницу привела мечта - из обыденности попасть в иную, красивую и беззаботную жизнь. Где всегда побеждает добро, где женщина непременно красива и любима. Об этом пели в опереттах, о том же рассказывали в фильмах. «Пускай я буду, как мама, жить в заботах, но пусть у меня будет отдушина, где я смогу себе позволить то, чего не могу в обыкновенной обстановке с обычными людьми», - эти мысли пришли к Ирине лет в четырнадцать. Что касается актерских способностей, то они проявилсь еще раньше. Когда вместе с соседскими мальчишками и девчонками ставила спектакли. Лестничная площадка служила сценой, ступени - зрительным залом, покрывало - занавесом. За вход зрители расплачивались двумя конфетами. И юные артисты после спектакля шли к кому-нибудь домой чаевничать.
Ирина с детства обожала петь. Смотрела музыкальные фильмы или слушала радиопередачу с Виктором Татарским «Встреча с песней» и по ходу записывала слова полюбившихся песен. Потом во дворе на перевернутом тазу детским голосом пела о взрослых чувствах. Любовь к музыке привела ее в музыкальную школу. Уже будучи восьмиклассницей, она взялась осваивать аккордеон. Соединив двумя руками «Степь да степь кругом», на четверку сдала первый экзамен, а потом, несмотря на уговоры учителя, оставила школу: не хватило усидчивости. Впрочем, музыка и сегодня с Ириной. Ее музыкальные способности находят применение во многих постановках БДТ.
Всеобщего восхищения, мол, ты такая красивая, что тебе обязательно надо идти в артистки, не было. Никогда она не ощущала в себе какой-то яркой красоты, не пользовалась особым вниманием мальчиков. Скорее, была серой мышкой. В пятом классе вообще пришла лысая, в беретике (после трехмесячного лечения от лишая). Какая красота?! Одни черные глаза на круглой физиономии.
И все же отправилась поступать в Саратовское театральное училище. Конечно, комиссия отбирала студентов не только способных, но и обладающих определенными внешними данными. Поскольку работать предстояло на сцене, требовались крупные черты лица, рост не ниже среднего. Наверное, внешность абитуриентов имела значение, но далеко не все красивые девчонки прошли экзаменационные испытания. А Кузнецова прошла.
Ирине так хотелось попасть в жизнь-сказку, что прежде чем поступать в училище, она на всякий случай получила профессию швеи-мотористки четвертого разряда: «Вдруг в артистки не возьмут, так я хоть костюмы на них шить буду». Но в артистки взяли.
И сегодня Ирина Кузнецова - одна из ведущих актрис Братского драматического театра. Оказалось, что не так просто из повседневности переходить в иную жизнь, иные обстоятельства. Обыденность подавляет и театр. Но Ирина понимает, если хочешь, чтоб на сцене было все хорошо, надо реальную жизнь от себя отодвинуть. Неважно, что творится в ее душе, но сейчас на два с половиной часа она счастливая, у нее все замечательно. Она идет к любимым зрителям, она им рассказывает о добром и вечном, чтобы они заразились ее счастьем, ее чувствами. В жизни всякое случается: заболела мама, у сына в школе проблемы. И в театре не все бывает гладко: перессорились с коллегами, обиделись на администрацию. Но актриса умеет все отринуть. Выйти на сцену и видеть только человека в зале, жить только настоящим, чувствовать только момент игры. Наверное, это и есть талант.
В актерской работе самым важным Ирина считает способность прожить жизнь каждой своей героини, перевоплотиться и как можно дальше уйти от себя. Потому на сцене она всегда разная. Зритель видит не «всегда красивую Кузнецову», а героиню пьесы. В новом спектакле «Алые паруса» образ Гулящей выдуман режиссером. Он же написал текст на двух страницах. Ирина Кузнецова сама создает свою героиню. Гулящая появляется ненадолго. Но за короткий эпизод актриса должна показать, какой была ее жизнь до этого момента, и дать понять, что с ней будет дальше. Яркий и емкий образ, цепляющий за живое. Для актрисы важно показать в Гулящей не просто красивую падшую женщину, но и сделать понятным, почему она пала и есть ли у нее шанс на спасение.
После каждой новой работы Ирина всегда спрашивает близких: «Ну как? Как я сыграла?»А ей отвечают: «Ты такая красивая! Ты лучше всех». И неважно, то ли это роль красивой Жюли из спектакля «Семейный уик-энд», то ли роль обезображенной жены Человека в «Звере», где актриса работает с замазанными ресницами и бровями в лысом парике.
О ее красоте говорят по-разному. Кто-то с неподдельным восхищением, кто-то с нескрываемой завистью. И Ирина не обижается. Она понимает, что красотой можно восхищаться или из-за красоты раздражаться, в зависимости от того, какая у тебя душа . Но все должны знать, что есть Кузнецова и она всегда «такая красивая!». И не потому, что у нее и ресницы пушистые, и маникюр безукоризненный, и грудь как у модели, а потому, что она талантливая актриса, способная красотой своей души воздействовать на чувства зрителей.
Актерские способности в обыденной жизни Ирина не использует. Признается, в жизни она плохая актриса. Друзья и знакомые это знают, потому и не ждут подвоха. Не будет играть и ради корысти. Например, не станет преображаться в аудитора, чтобы пройти без очереди в бухгалтерию ЖЭКа. Лучше возьмет книжку, очки и сольется с общей массой. «Со мной рядом стоят такие же люди. Кто-то старше, кто-то больше устал. Нет. Не смогу. Мне совестно», - говорит актриса.
Некогда горячая и бескомпромиссная, не доверявшая беспринципному начальству, сегодня Ирина Кузнецова мягкая и по-женски мудрая. Жизнь научила не спешить с выводами и оценками. В непростых ситуациях она, как Скарлетт в «Унесенных ветром», говорит себе: «Об этом я подумаю завтра». Или как учат народные сказки: утро вечера мудренее. Терпения и мудрости желает актриса и всем женщинам накануне Восьмого марта. Жить в любви, заботе и мире. Именно от женщины зависит, как сложится жизнь в семье, какой будет атмосфера на работе, а зачастую и в обычном автобусе. «Как бы сделать так, чтобы вошел в автобус или помещение, в воздухе которого царит напряжение, и снял его улыбкой, словом, поведением каким-то особенным, - мечтает Ирина Кузнецова. - Хотелось бы, чтобы как в «Парфюмере» были созданы необыкновенной силы духи, только не за счет человеческих жизней и вызывающие не подобострастие или агрессию, а душевность и доброту». Такой же, по ее мнению, должна быть и красота – сильной и нежной, доброй и теплой, живой и настоящей.