Кто ответит за финансовые пирамиды?
В этом году все материалы по делу КПКН «ДВиЗ» из прокуратуры Иркутской области переданы в прокуратуру Сибирского федерального округа в связи с тем, что масштабы прогоревшего бизнеса распространились далеко за пределы Приангарья. Выяснилось, что одни и те же лица, а именно иркутяне Виталий Ремизов и Ольга Мысина открыли филиалы департамента не только в Иркутске и Братске, но также в Бурятии и Красноярском крае. Как сообщил следователь по особо важным делам следственного управления по СФО Денис Пасынков, в настоящее время пострадавшими по делу проходит уже свыше 1,5 тысяч человек. «Следствие идет уже более двух лет, возбуждено не одно уголовное дело, однако граждане продолжают писать заявления и подавать иски на взыскание ущерба», - рассказал он.
Объемы громкого дела растут день ото дня, однако будет ли результат от этой работы, сами следователи сомневаются, ведь за время расследования основателям Департамента так и не удалось предъявить обвинения. «Мысина и Ремизов проживают в Краснодарском крае, они неоднократно приезжали на допрос в Иркутск, но обвинить их в создании финансовой пирамиды мы не можем, состав преступления пока не ясен. В настоящее время имущество этих людей арестовано, но реализации не подлежит», - рассказал Денис Пасынков. Основная версия того, куда же делись деньги вкладчиков, звучит вполне правдоподобно: экономический кризис, разразившийся в 2008 году, испортил финансовые показатели кооператива, вкладчики начали массово выводить финансовые средства из него, и в итоге департамент стал несостоятельным. Сами вкладчики, 90% из которых - пенсионеры, так не считают и настаивают на аресте основателей Департамента, называя его не иначе как финансовой пирамидой.
Руководитель инициативной группы вкладчиков Иркутской области Юрий Гершевич рассказал, что благодаря аудиторской проверке Департамента удалось выяснить, что руководители ДВиЗа расходовали средства вкладчиков по собственному усмотрению, тратя миллионы на ненадлежащие расходы. К примеру, приобретались дорогостоящие автомобили, мебель, оплачивались многочисленные переезды, командировки. Тем не менее, доводы о разбазаривании средств пенсионеров следствие не устраивают, ведь деятельность кооператива велась в соответствии с нормами Гражданского Кодекса, согласно которому пайщики должны были самостоятельно проверять деятельность кооператива. В свою очередь пайщики говорят о том, что власть и правоохранительные органы не вели никакого контроля за деятельностью финансовых организаций, в то время как те же банки, например, проверяются регулярно. «Организаций, подобных ДВиЗу, в 2000-х годах появилась масса. Это и «Виват», и «Кредит Финанс», и «Иркутский фондовый центр» и масса других, однако контроля за ними как не было, так и нет. И по сей день в Иркутске есть кооперативы, предлагающие 35% годовых по вкладам», - сообщил Юрий Гершевич.
Депутаты ЗС Иркутской области пытались законодательно повлиять на ход дела, выступая с инициативой ввести подобные кооперативы в правовое поле и конкретизировать как механизм их работы, так и степень ответственности. Однако реально изменить ситуацию пока не удается. Более того, недавно президент РФ внес поправки в Уголовный кодекс, согласно которым ст. 159 «Мошенничество» была существенно смягчена. «Теперь по этой статье достаточно сложно арестовать подозреваемого», - подчеркнул Денис Пасынков.
Правозащитники отмечают, что законодательные дыры, а также невежество населения, которое больше доверяет рекламе, а не реальным экономическим показателям, приводят к тому, что практически все основатели финансовых организаций, оставивших «с носом» своих вкладчиков, оказываются на свободе. Так, в феврале этого года, после более чем двухлетнего разбирательства, из иркутского СИЗО был отпущен Алексей Решетников - основатель пирамиды «Иркутский фондовый центр». От деятельности этого человека пострадало не менее шести тысяч вкладчиков, ущерб по неофициальным данным составил свыше 2,5 миллиардов рублей. Все два года, что Решетников провел в СИЗО, следствие так и не смогло выдвинуть вразумительного обвинения, а сам Решетников заявлял о своей невиновности. Тем не менее, он и по сей день готов возродить свой фондовый центр с тем, чтобы вернуть потерянные деньги вкладчикам. Удивительно, но даже создатель легендарной МММ Сергей Мавроди, который, в отличие от иркутских горе-предпринимателей, все-таки отсидел в тюрьме семь лет, тоже намерен возродить свою финансовую организацию. И число его сторонников, согласно данным сайта известного афериста, растет день ото дня. Интересно, что и Сергея Решетникова также поддерживают многие иркутяне, к примеру, из шести тысяч пострадавших в полицию обратилось всего 1670 человек, а многие из тех, кто потерял деньги, снова готовы отдать средства финансисту. В Иркутске даже проходили пикеты в поддержку Решетникова, организованные пенсионерами.
Неудивительно, что ни законодатели, ни следователи не знают, как действовать и в чем конкретно обвинять финансовых мошенников, ведь очевидно, что большинство обманутых ими попались на удочку вполне осознанно.
Елена КУТЕРГИНА