Диана Шкерина: отличница на передовой
- Диана Николаевна, золотая медаль по окончании школы открывала двери в любой институт. Почему Вы пошли в педагогический, да еще на физико-математический факультет?
- Я из учительской семьи. Мои старшие брат и сестра работали учителями. К тому же я училась в сельской школе, а там принято, если ты - лучший ученик, то обязательно должен стать учителем. Так что у меня не было другого выбора. Но на протяжении всей 45-летней деятельности я никогда не пожалела, что пошла работать в школу. Если бы мне вновь пришлось выбирать профессию, я бы непременно стала учителем физики. Ведь именно эта наука определяет мироздание, мироустройство и миропонимание.
- Вы работали в школах №№ 2, 19, 32,34, были заместителем председателя горисполкома. Какой участок был самым трудным для Вас?
- Самой сложной, пожалуй, была работа в школе №32, куда меня назначили заместителем директора, хотя проработала после института неполных два года. Город активно строился, школ не хватало, в каждой параллели было по девять-десять классов. При такой загрузке организовать учебный процесс не так просто.
- В 1989 году Вы приняли новую школу №44, которую сделали гимназией. С чего все начиналось?
- С десяти картин, которые мы приобрели у местного художника. Помню, как начальник Братскгорстроя Анатолий Латышев, вручая мне символический ключ от нового здания, сказал: «Я много лет строил школы, но впервые сдаю объект, где уже висят картины». Наше учебное заведение с момента открытия взяло курс на художественно-эстетическое воспитание ребят.
- Разные решения доводилось Вам принимать. Какое из них было самым сложным?
- Решение стать заместителем председателя горисполкома. Когда утверждали мою кандидатуру и характеризовали деловые качества, я понимала, что на самом деле уровень моих возможностей не соответствует той должности, которую предлагают. Но отказать не сумела и дала согласие. После этого неделю температурила.
- Но ведь справлялись с обязанностями?
- Просто честно, добросовестно исполняла работу, которую на меня возложили. Но ничего великого не совершила.
- Однако наверняка есть достижения, которыми гордитесь.
- Конечно, есть. Например, меня радует, что среди наших выпускников нет судимых. Также у меня вызывает восторг, когда иду по улице, а навстречу взрослый человек, раскланивается и говорит: «Здравствуйте, Диана Николаевна!». Ты уже совершенно забыл его и не узнаешь, но, видимо, что-то заложил в его душе, если он помнит твое имя, отчество. И это тоже хоть небольшое, но достижение.
Вообще для учителя главное - успехи учеников. На уроках физики мы запускали с ребятами ракеты. Никогда не забуду, как проводила такой урок в школе №2. Наш корабль взлетел не сразу. В то время между Советским Союзом и США шло негласное состязание в области космонавтики, и кто-то из ребят пошутил, мол, ракета американская, раз не летит. И тут она взметнулась ввысь. При взрыве топливо попало в глаза находившемуся рядом Сереже Кузнецову. Но ведь именно он потом окончил Бауманское училище в Москве и стал ракетостроителем. Вот этим я и горжусь.
- Какой Вас видят окружающие и какая Вы на самом деле?
- Мне кажется, что я – сама доброта. Но люди почему-то думают, что я чрезмерно сурова, строга и надменна. Хотя я в себе этих качеств не ощущаю.
- Кто оказал на Вас наибольшее влияние?
- Своими наставниками считаю педагога и мыслителя Василия Сухомлинского и педагога-гуманиста Шалму Амонашвили. Когда пришла руководителем в школу №34, книга Сухомлинского «Молодому директору» стала для меня настольной. Позже с таким же упоением читала советы учителю, родителям и ученикам в книге «Школа жизни» Амонашвили, потом не однажды к ней возвращалась. Мне посчастливилось познакомиться с этим человеком, когда была в Москве на семинаре. Это – величайший гуманист.
У великих педагогов я училась отношению к учителю и ученику. Никогда не оскорбляла ученика двойкой. Конечно, ставила иногда. Но при этом не наделяла школьника отрицательными характеристиками за то, что он подвел меня как учителя. Я всегда стремилась к партнерским отношениям с ребятами, и они отвечали взаимностью.
- Какая книга сейчас лежит на вашем столе?
- Рядом со мной в последнее время лежит Библия. Где-то прочитала, что Библия – это инструкция к жизни человека на Земле. Можешь верить в Иисуса Христа, можешь не принимать его, но ты должен принять те нравственные начала, которые заложены в Библии. Я отношусь к этой книге как к источнику человеческой мудрости, переданной нам предыдущими поколениями.
- Ваши увлечения помимо книг?
- В последнее время увлеклась кроссвордами и сканвордами. Это не только хорошая гимнастика ума, но и определенный момент собственного величия. Отгадав кроссворд, я, например, начинаю себя уважать.
Хочу всерьез заняться цветами. Планирую создать красивый цветочный уголок на дачном участке. Меня поражает, что на одной почве вырастают два совершенно разных ростка - по цветовой гамме, по форме листа и цветка. Вот так и люди на земле.
- Чему Вы всегда учили воспитанников и чему научились у них?
- Не могу сказать, что чему-то учила людей. Возможно, глядя на меня, они учились моему отношению к работе, неравнодушию к происходящему. Работая с людьми, я научилась понимать, что каждый представляет собой величайшую ценность, научилась принимать человека таким, какой он есть. Иногда надо лишь помочь ему максимально себя реализовать, чтобы завтра он был результативнее, чем сегодня.
- Что цените в людях и чего не приемлете?
- Не приемлю стяжательства и желания видеть во всем выгоду для себя. Не люблю злопыхательства, не люблю, когда человек небрежно бросает слова, которые больно ранят другого. Ценю открытость и душевность.
- Ваш жизненный девиз?
- Мой девиз: «Вперед, на линию огня!». Я без вдохновения шла в школу, если знала, что в этот день не будет горки, на которую мне необходимо подняться и кого-то поднять за собой. Просто ходить на работу мне скучно, непременно должно быть движение вперед. Даже если надо выбирать между двумя остановками, выбираю ту, которая заставит меня идти вперед к намеченному пункту, но никогда не пойду в обратную сторону.
Еще будучи школьницей, испытывала радость, если уходила из школы не такой, какой пришла. Когда стала директором, всегда в конце дня подводила итог, что сегодня сделала для людей, что изменила на вверенном мне участке. Критичный самоанализ служил своеобразной установкой.
- У Вас есть любимое место в городе?
– Площадка перед Братской гидроэлектростанцией. Здесь как нигде ощущаешь величие мощи человеческого труда, дерзновения и интеллекта.
- В чем, на Ваш взгляд, основное отличие школы вчерашней и сегодняшней?
- Думаю, это совершенно разные учебные заведения. «Школа вчера» – это школа заучивания и запоминания. Выучил параграф и ответь. Причем, отвечай так, как я вчера тебя научила, с той позицией, какую я тебе задала. «Школа сегодня» формирует самостоятельную творческую личность. Учитель дал материал, а ты на его основе выбери то, что станет твоей внутренней позицией и будет способствовать твоему становлению. Одним из определяющих факторов успеха во взрослой жизни является познавательная активность учеников, их умение критически мыслить, отстаивать свою позицию. Только тогда он сможет стать конкурентоспособной личностью. Причем, конкурентоспособной на уровне собственных знаний и собственного понимания на том участке, который дан волею судьбы. Таковым может быть и большой руководитель, и дворник. Например, наш дворник Анатолий Стукалов конкурентоспособен среди дворников школ Братска, всегда идеально чистый двор характеризует его как личность.
- Стремятся ли к знаниям сегодняшние школьники?
- Когда в начале 90-х нас спрашивали, чем гимназия отличается от школы, я затруднялась ответить, поскольку сама еще не до конца понимала. Сейчас могу четко сказать, что наша гимназия формирует у ребят мотивацию к учебе. У нас престижно быть успешным учеником. И это заслуга педагогического коллектива. В гимназии отличник не является изгоем, как в школах, где успешных ребят единицы. У нас он является эталоном.
Пришедшая к нам из соседней школы ученица призналась маме, что не может не подготовиться к уроку, потому что встретила здесь совершенно другое отношение учителя к себе.
- Самая большая проблема в образовании сегодня?
- Во-первых, чрезвычайно большая учебная перегрузка учеников. Ребята занимаются по семь уроков в школе, потом три часа готовят домашние задания. Это уже десятичасовой рабочий день. Помимо этого ребенок занимается дополнительно. На мой взгляд, необходимо упростить учебную программу.
Во-вторых, неправильное отношение к учителю в обществе. Почему в телепередаче «Наша раша» так унижают учителя? Статус учителя следует подчеркивать, его личность поднимать, а не принижать. Возможно, в 2010-ом году, объявленном Годом Учителя, что-то изменится, но не совсем понятно, что и как можно сделать в период финансового кризиса.
- А что бы Вы хотели изменить в своей жизни?
- Не знаю. Хотелось бы, уйдя с должности директора, найти такое дело, которое позволяло бы уважительно относиться к себе самой и давало возможность еще поработать на образование.
- Наверное, мечтаете о чем-то?
- Однажды писателя Анатолия Алексина спросили: «Что для Вас является ценным? Ваши книги?». Он ответил: «Нет, для меня более ценным являются мои дети, которые должны быть носителями нравственности, о которой я писал в своих книгах». К сожалению, далеко не всегда удается быть одинаково успешными в педагогической деятельности и в семье. Поэтому я мечтаю, чтобы у моих дочерей Елены и Евгении все получилось. Что же касается масштабов школы, то я мечтаю о том, чтобы, наконец, здесь появился по-настоящему работоспособный совет гимназии, который сможет стать надежной опорой для педагогического коллектива.