Образованию нужны не стандарты, а учитель
Новый проект федерального образовательного стандарта для старшей школы был опубликован Министерством образования, науки и высшей школы РФ в декабре прошлого года. Объемный документ не остался незамеченным, и уже в январе началась широкая общественная дискуссия на тему предлагаемых нововведений. В минобрнауки начали поступать письма от учителей с требованием пересмотреть предлагаемые стандарты. Людей, работающих в реалиях современной российской школы, возмутила инициатива отменить обязательность ключевых школьных предметов и предоставление ученикам права выбора. В числе обязательных предлагалось оставить физкультуру, ОБЖ, некий новый предмет «Россия в мире» и индивидуальный исследовательский проект. Решимость разработчиков поколебалась достаточно быстро на волне возмущений и критических статей видных общественных деятелей, филологов, историков, философов.
Уже в феврале разработчики - сотрудники Института стратегических исследований образования Российской академии образования (РАО) и издательства «Просвещение» - переработали проект и предложили разделить образование в 10 и 11 классах на три уровня - базовый, профильный и интегрированный, а пресловутый предмет «Россия в мире», так же, как и физкультуру, ОБЖ и индивидуальный проект сделать общими. Таким образом, посчитали реформаторы, кругозор российских школьников останется достаточно широким, но в то же время достаточным для того, чтобы конкретизировать свои знания и выбрать определенную специфику образования, не распыляясь на второстепенные предметы.
Пока в обществе пристально изучаются новые поправки в проект, ярые противники реформы образования пытаются доказать, что новые стандарты в настоящее время вообще неуместны, называя проект издевательским, разработанным для обитателей Рублевки и нацеленным воспитать в молодежи «культуру лени и вседозволенности». Публицисты уверены, что написанные банальным и пошлым языком прозападные стандарты ни к чему кроме как к деградации системы школьного образования, а также полному разладу в обществе не приведут.
Учительская общественность Братска не осталась в стороне от обсуждения спорного проекта. В частности, некоторые педагоги отмечают, что изменения в современной школе необходимы, а прогрессивные учебные заведения уже несколько лет назад начали подготовку к разделению образовательного процесса по различным профилям. «Нуждается ли современная система школьного образования в реформировании? Да. Сегодня объем знаний в школах таков, что по советской системе изучить его полноценно уже не представляется возможным, - считает директор одного из самых лучших учебных заведений в городе - лицея №1 Игорь Олекминский. Депутат городской думы, директор школы № 46 и заслуженный учитель РФ Алексей Побойко убежден, что так называемый подход по компетенциям, или выбор учащимися приоритетных предметов, - это вполне реальная перспектива, которая ждет российские школы. «Мы уже интуитивно подготовились к новым стандартам, у нас есть классы с физико-математическим и гуманитарным уклоном, так в дальнейшем школа и будет развиваться, это нормально», - считает Алексей Побойко. Однако, по его мнению, далеко не каждая российская школа, в особенности сельская, сможет позволить себе предлагаемые стандарты. Многие школы попросту не располагают материально-технической базой для преобразований. «Речь идет о том, чтобы сделать обучение в одну смену, чтобы в школе имелся актовый зал, бассейн, хореографический, спортивный залы и, конечно, хорошая техническая база, профессиональные педагоги, в провинции это могут позволить единицы», - отметил он.
Алексей Побойко также отметил, что вопрос выбора, который встает перед школьниками и который, по мнению оппонентов нового закона, может быть ошибочным в силу необъективности, должен решаться не только учеником и учителем, но и родителями, также большое внимание должно быть уделено дошкольному образованию. Так, например, в Финляндии, где система образования считается одной из наиболее успешных, а количество изучаемых в школе предметов равняется семи, интеграция в развивающее дошкольное образование начинается в двухлетнем возрасте. В России же дошкольное образование в аспекте реформы вообще не рассматривается.
Директор школы искусств №3, учитель музыки с математическим образованием Левон Азизян считает, что предлагаемые преобразования приведут отечественную школу к полной деградации уже через 10-15 лет. «Предложение изучать математику по выбору - это издевка, ведь это основа логического мышления, универсальный язык для изучения массы наук, в том числе и гуманитарных, сферы искусства. То, как непродуманно или сознательно разрабатываются новые проекты, наталкивает меня на мысль о том, что страну хотят превратить в недоразвитое стадо легко управляемых людей, не располагающих логическим мышлением, не знающих родного языка, литературы, культуры, - считает Левон Азизян. - Чего только стоит внедрение ЕГЭ, когда знания можно подтвердить методом «тыка». Образовательная сфера для любой страны - это стратегическая отрасль, к реформированию которой нельзя походить формально, бездумно, это не должно быть решением одного-двух человек, но именно это сейчас и происходит».
По мнению педагогов, главное, за что нужно взяться реформаторам сейчас, это вернуть престиж профессии учителя и обеспечить преобразования материально и технически, а не только формально. Игорь Олекминский считает, что говорить о серьезном реформировании школы вообще сегодня бессмысленно. Хотя он и понимает, что начатые в школьной системе преобразования не остановить, уже приняты соответствующие законы, а внедрение принципиально новых стандартов - лишь дело времени. «Закон о стандартах второго поколения состоит из двух частей, главная из которых - не то, как будет выстроена система, а то, на какой базе она будет выстроена. Готово ли государство кардинально менять подход сегодня, когда по существу денег на реформу нет? Проводить серьезные преобразования без средств - значит попросту загубить все то, что уже наработано и не создать ничего нового и достойного», - считает он.
Согласно реформе, государство обязуется обеспечить школу средствами, материально-технической базой, технологиями, новыми учебниками и т.п., но сможет ли оно в действительности все это дать, директор гимназии сомневается. «Требования к школам, бюрократия и система контроля с каждым годом растут все больше и больше, а заработные платы учителей - на прежнем нищенском уровне. Мы хотим видеть новую, современную школу и при этом ничего не хотим в нее вкладывать. Из школ педагоги сегодня уходят. У нас недавно ушел учитель физкультуры, сейчас он торгует в ларьке пивом и сигаретами, получает в два раза больше, чем в лицее. Я считаю, что государство должно быть благодарно тем энтузиастам, которые практически бесплатно работают в школах, оно же вместо этого только дает неясные обещания и раздражает учителей все новыми сомнительными требованиями», - считает Игорь Олекминский.
Елена КУТЕРГИНА