Любовь Кудряшова: Мы не зациклены на комедиях положений
- Любовь Николаевна, согласно новому закону о бюджетных учреждениях со следующего года БДТ приобретет статус автономного учреждения, когда нужно будет участвовать в муниципальных конкурсах для получения средств из бюджета на постановку спектаклей. Театр должен стать конкурентным предприятием, готовым не только бороться за госзаказ, но и вести активную коммерческую деятельность, поскольку изменения в законодательстве подталкивают муниципальные учреждения становиться финансово независимыми. Что это может означать для провинциального театра?
- К автономии мы готовы, но я не скажу, что воспринимаем эту идею с воодушевлением. Сегодня театр уже зарабатывает средства самостоятельно, в среднем 2,5 миллиона рублей в год. Но мы видим, что этих средств едва хватает на восполнение текущих затрат, а о развитии речь не идет. Театр не может полноценно существовать на условиях самофинансирования. А если учитывать специфику работы в условиях небольшого промышленного города, то успешный переход в коммерческое русло становится невыполнимой задачей. Да, для Братска наличие собственного драмтеатра и то, что он находится в отдельном здании, - это большое достижение, но далеко не все зрители это ценят, не все поддерживают нас, игнорируя спектакли. А это – наша недополученная прибыль. Не решат наших проблем и спонсоры, появившиеся у БДТ в последние годы. Их поддержка – это капля в море для такого сложного механизма, как театр.
- А ведь были времена, когда театр находился на особом счету у городских властей.
- Отношение властей к театру в Братске правильное, но возможности бюджета ограниченные, и мы это понимаем. В 2009 году мы в полной мере ощутили последствия экономического кризиса. В один день бюджет театра сократился в разы. Так, если в успешном 2008 году нам выделили свыше 13 миллионов рублей, то в этом – всего 9,5 млн.
- На что хватает средств, выделяемых из городского бюджета?
- В основном на заработную плату сотрудникам, их у нас 70 человек. Всего около 250 тысяч было затрачено на постановку спектаклей, при том, что в год мы ставим 5 спектаклей, и стоимость одного обходится в 150-250 тысяч рублей. Естественно все, что у нас есть, мы вкладываем в новые спектакли.
- На чем театру удается зарабатывать?
- В основном это продажа билетов и аренда нашего зала, но с этой услугой далеко не все благополучно. Многим нравится наш зал, по сути, он единственный для проведения торжественных мероприятий и поэтому очень востребован, но сдавать его в аренду постоянно мы не можем, у нас ведь постоянно идет свой творческий процесс, который прерывать нежелательно. Сотрудникам театра обслуживать эти мероприятия не нравится, и я их прекрасно понимаю. Это не является их основной работой, не приносит дополнительного заработка. К тому же стоимость аренды нашего небольшого зала достаточно высока – 10 тысяч рублей в час. Далеко не каждая организация может себе это позволить. А цена складывается из-за специфического оформления зала. К примеру, один вид ламп стоит тысячу рублей, а у нас их несколько, поэтому если кому-то кажется, что мы из своей прихоти выставляем такие условия по оплате, это вовсе не так.
- Если бы в театре был постоянный аншлаг, БДТ, вероятно, зажил бы совсем другой жизнью?
- Безусловно. Но разбудить зрительский интерес в условиях нашего города - задача не из легких. Сегодня мы вынуждены признать, что основная наша аудитория – это пенсионеры и школьники, а этот контингент приобретает билеты в основном со скидкой, поэтому существенных заработков от продажи билетов не приносит. Нам особенно обидно, когда те люди, которые могли бы посещать наш театр, предпочитают московские антрепризы и платят сумасшедшие деньги за билеты ради того, чтобы посмотреть вещи, которые меня, откровенно говоря, только разочаровывают. Я часто слышу от братчан такую фразу: «К вам мы еще прийти успеем». Но они так и не приходят, а большинство спектаклей довольно быстро устаревает, некоторые из-за кадровых проблем просто исчезают, и их уже не увидишь. При том, что наш театр – это не антрепризы, мы не зациклены, как большинство московских гастролирующих театров, на комедиях положений, мы воспитываем мыслящего и неравнодушного зрителя.
- Известно, что по нормативу в театре должно быть не менее 40 актеров, а в БДТ сегодня трудится всего 18. Бывали времена, когда в труппе числилось всего три человека. Кадровая проблема для провинциального театра, надо полагать, не менее острая, чем финансовая?
- Совершенно верно. Что для театра означает дефицит актеров? Это означает, что если кто-то из состава заболел, спектакль оказывается под угрозой срыва, если кто-то уволился и решил попытать счастье в более крупном городе – спектакль под угрозой срыва. И так далее. БДТ повезло, поскольку в 1986 году, когда театр открылся, здесь был сформирован костяк замечательных актеров, на котором по сей день держится театр. Труппа очень мобильная, и ни один братчанин не упрекнет нас в том, что мы часто отменяем спектакли или заменяем их на другие. Удержать молодых актеров, режиссеров мы не можем, да и не ставим такой цели, ведь они уезжают не из театра, а из города, и с этим мы, увы, ничего поделать не можем.
- Как решаются проблемы с подбором других кадров?
- У нас здесь не французский Авиньон, где на 250 тысяч человек населения имеется 10 театров. Отсюда и скудость театральной инфраструктуры. У нас нет технологий, специалистов, обучающих центров, поэтому большинство работников вырастает в самом театре практически самостоятельно, учатся на своих ошибках, постигают азы профессии, как слепые котята. А результат такого самообразования не всегда бывает успешным. Те кадры, которые полностью отсутствуют, заменить некем, поэтому приходится обращаться к коллегам из других городов, а это тоже не всегда срабатывает на руку театру. Приведу пример. Недавно состоялась премьера спектакля «С любимыми не расставайтесь». Работа достойная, но были проблемы со сценографией, пришлось привлекать специалистов из Иркутска – работали по телефону, а отсюда возникли серьезные огрехи. И так во всем, за что не возьмись. А привлекать специалистов из других городов нам не по карману.
- Известно, что сцена БДТ, как и само здание, не предназначена для театра. Как это влияет на его уровень?
- Мы очень благодарны городу, что у театра появилось свое собственное здание в центре Братска, но действительно для нашей специфики оно мало подходит. Мы серьезно ограничены в плане постановок, и с этим уже ничего не поделаешь. А расположение в центре города и совмещение с большой площадью добавляет проблем с фасадом, который жители ежедневно разрушают, катаясь на велосипедах и прыгая по выступам здания.
- Вы сказали, что театру не хватает развития. В каком плане?
- Прежде всего, это гастроли. Для любого актера гастроли – это как свежий глоток воздуха. Знакомство с новой публикой очень подстегивает, дает новый импульс. Так, например, гастроли в Красноярске в 2008 году стали для театра настоящим прорывом, у ребят был такой мощный запал, но, к сожалению, он прошел. Для театра такие поездки обходятся очень дорого, например, чтобы поехать в Красноярск или Иркутск, требуется примерно один миллион рублей – это половина средств, зарабатываемых театром за весь год. Выручка при этом в среднем составляет 300 тысяч. Гастроли никогда не бывают доходными.
- Но есть же площадки и попроще, не такие дорогостоящие и удаленные, как в Иркутске или Красноярске?
- Да, и это тоже могло бы стать отличным вариантом для развития нашего театра. Но у БДТ нет автобуса, и мы с сожалением признаем, что культурное пространство того же Усть-Илимска, где собственного театра нет, не осваивается. Мы не можем выехать в Тулун или даже жилой район Братска Гидростроитель. Да, на этих территориях мы упускаем финансовые возможности, и не можем на время таких поездок высвобождать театр для других мероприятий. Об этой проблеме городская администрация осведомлена, и надеюсь, она разрешится. Автобус нам очень нужен, я уже не говорю о том, что можно было бы развозить после спектаклей актеров, которые в основном живут в Энергетике, ведь после представления они настолько выхолащиваются и психологически и эмоционально, что даже до маршрутки им тяжело добираться.
- Любовь Николаевна, чем, на ваш взгляд, БДТ отличается от других театров и в чем достоинство Братска, как города с собственным драмтеатром, по сравнению с другими малыми и средними городами России?
- Достаточно привести несколько фактов. На знаменитом фестивале имени драматурга Вампилова в Иркутске БДТ – единственный муниципальный театр, все остальные – крупные областные и краевые, в том числе московские. И среди этих сравнительно богатых театров мы отнюдь не теряемся, напротив, это очень здорово, что театральная Иркутская область представлена не только театрами областной столицы, но и северного промышленного города. По нынешним временам это экзотика. Другое наше достижение – это членство в совете директоров областных и краевых театров. Хотя мы не относимся к столичному учреждению, уровень у нас достаточный для того, чтобы носить статус театра областного уровня, а это, на мой взгляд, дорогого стоит.
Елена КУТЕРГИНА
Фото из архива БДТ