На читателя, Маккабрей
10.03.2007
Некоторое время тому назад мы писали о первой книге («Эндшпиль Маккабрея») трилогии британца Кирила Бонфильоли о похождениях Чарли Маккабрея, арт-дилера, эпикурейца, циника, умницы и афериста. В конце первой книги автор оставляет героя в, казалось бы, абсолютно безвыходной ситуации.
Но в начале второго, вышедшего недавно тома – «Гамбит Маккабрея (После вас с пистолетом)» следует неожиданное спасение. Условием спасения стала женитьба на молодой миллионерше? Далее – попытка покушения на королеву, загадочная школа шпионов, контрабанда зубного порошка и полный джентльменский набор головокружительных приключений?
С одной стороны, Бонфильоли предлагает читателю криминальный роман. Но это – не совсем обычная история с традиционными для жанра похищениями, пистолетами, расследованиями, тучей колоритных персонажей, начиная от полиции и представителей юго-восточных мафиозных группировок и заканчивая многочисленными агентами секретных служб. Основное внимание все же уделяется тексту, богатому, сочному, со множеством аллюзий и ссылок (понять глубину высказываний героя помогают примечания редактора). Тексты Бонфильоли – это уникальный стиль, юмор, игра словами (чего стоит только глагол, понятный поклонникам П.Г. Вухауза – «вустеризировать»). А сам Маккабрей предстает дальним родственником Энди Такера из рассказов О.Генри. Полное отсутствие уныния, готовность выпутаться любым способом и не упустить своего. Кроме этого, Бонфильоли наделяет детектива увесистой долей абсурда и иронии, превращая роман в книгу внежанровую. А уж разговоры о влиянии писателя на современную британскую литературу стали общим местом.
В финале второй книги Маккабрей, запутавшись и силясь найти объяснения своим похождениям, спрашивает: «На кого же я работаю?»
Ответ один: на читателя, Маккабрей.
С одной стороны, Бонфильоли предлагает читателю криминальный роман. Но это – не совсем обычная история с традиционными для жанра похищениями, пистолетами, расследованиями, тучей колоритных персонажей, начиная от полиции и представителей юго-восточных мафиозных группировок и заканчивая многочисленными агентами секретных служб. Основное внимание все же уделяется тексту, богатому, сочному, со множеством аллюзий и ссылок (понять глубину высказываний героя помогают примечания редактора). Тексты Бонфильоли – это уникальный стиль, юмор, игра словами (чего стоит только глагол, понятный поклонникам П.Г. Вухауза – «вустеризировать»). А сам Маккабрей предстает дальним родственником Энди Такера из рассказов О.Генри. Полное отсутствие уныния, готовность выпутаться любым способом и не упустить своего. Кроме этого, Бонфильоли наделяет детектива увесистой долей абсурда и иронии, превращая роман в книгу внежанровую. А уж разговоры о влиянии писателя на современную британскую литературу стали общим местом.
В финале второй книги Маккабрей, запутавшись и силясь найти объяснения своим похождениям, спрашивает: «На кого же я работаю?»
Ответ один: на читателя, Маккабрей.