Как увидеть и не потерять нового Дениса Мацуева
Как рассказал заслуженный работник культуры РФ, директор Братской объединенной детской школы искусств №3 Левон Азизян, зачастую на конкурсах музыкантов даже самое авторитетное жюри допускает вопиющие ошибки. Награждаются премиями посредственности, впоследствии не оставляющие следа в музыкальном искусстве, и проваливаются те, кто обязан составить его славу и гордость.
За кулисами «Новых имен»
По оценке Левона Азизяна, именно так случилось на очередном прослушивании претендентов на стипендии фонда «Новые имена», проходившем месяц назад в Иркутске в рамках фестиваля «Звезды на Байкале».
Во-первых, конкурсантам вместо пяти минут позволили играть только полторы. «Чтобы определить способности участника конкурса, достаточно услышать три ноты», - заявила член жюри Татьяна Акимова, чем вызвала недоумение Левона Азизяна. Ведь музыканты европейских консерваторий на международных конкурсах применяют многоступенчатую систему отборных прослушиваний. Неужели они глупее и не могут по трем нотам определить победителя? Впрочем, об объективности такого прослушивания можно было судить по гала- концерту, в котором участвовали новоиспеченные стипендиаты. По мнению братского музыканта, некоторых исполнителей, в частности, домристку ДШИ-3 из Ангарска, невозможно было слушать, настолько слабо они играли.
Во-вторых, непонятно, по какой системе подбирался состав жюри, в который включили двух пианистов, зато забыли пригласить духовика или оркестранта.
Еще больше братского музыканта, имеющего собственный опыт организации концертов, возмутила несопоставимость затрат. «На оплату дороги, гостиницы, питания и вознаграждения за работу в составе конкурсного жюри столичных гостей, московских студентов и профессоров Московской консерватории и Российской академии имени Гнесиных ушло не менее 300 тысяч рублей. При этом на стипендии 15 победителям выделили только около 40 тысяч. Непонятно, кому и зачем нужен такой фонд «Новые имена»?» - интересуется директор ОДШИ-3.
Он не отрицает, что фестиваль «Звезды на Байкале» является выдающимся событием для Иркутской области, способным поднять уровень как музыкантов, так и их почитателей, но убежден, что ситуацию с выбором стипендиатов необходимо немедленно исправлять. Для этого в состав жюри надо приглашать преподавателей Приангарья, чьи дети неоднократно побеждают на конкурсах, и деньги, которые обычно уходят на московских представителей, направлять на более весомую помощь талантливым иркутским детям.
Таланту необходимо помогать
Благодаря директору фестиваля «Звезды на Байкале» и президенту фонда «Новые имена», знаменитому пианисту Денису Мацуеву ежегодно проходит аукцион, на котором в этом году было собрано более пяти миллионов рублей. На вырученные средства помогают юным музыкантам области, покупают для них инструменты. Но, по мнению Азизяна, этого недостаточно. Самых одаренных ребят, доказавших это на многочисленных конкурсах, необходимо поддерживать до получения ими квалификации концертного исполнителя. И тогда Иркутская область сможет гордиться не одним Денисом Мацуевым, которого девятилетним мальчиком московский профессор забрал в столицу, где способному пианисту и помогли стать знаменитым музыкантом.
Предметом гордости Приангарья мог бы стать, например, бывший ученик Братской ОДШИ-3, а ныне студент Московской государственной консерватории, лауреат нескольких международных конкурсов, победитель Девятых молодежных дельфийских игр Роман Меренков, проживающий сегодня в Подмосковье. Молодому одаренному пианисту живется довольно сложно. На протяжении почти десяти лет он обращается за помощью исключительно к директору своей родной школы. И Левон Азизян ищет спонсоров, приглашает Рому с концертами в Братск, чтобы хоть как-то финансово и морально поддержать начинающего артиста. Между тем, это должно быть заботой фонда «Новые имена», который открыл талантливого музыканта, чьим стипендиатом он был.
Мурманские страдания
Возвращаясь к теме современных конкурсов, невозможно умолчать о недавно прошедшем в Мурманске фестивале «Сияние Севера», где, по словам Левона Азизяна, ситуация с подбором жюри и оценочной системой была не лучше, чем на прослушивании Фонда «Новые имена». «В этом году в фестивале участвовали воспитанники ОДШИ-3 Владимир Кропивный и Саша Фурсов, а также вокальный ансамбль «Искорки». И хотя братчане не имели себе равных на конкурсе, премию получил только один участник», - рассказал руководитель школы искусств. Принимая во внимание хорошее исполнение, продемонстрированное братскими музыкантами, их включили в гала-концерт. И снова обидели. Вместо того чтобы компенсировать неправильное судейство и вручить ребятам поощрительные призы, подарки раздали всем, кроме «Искорок», хотя именно их выступление сопровождалось овациями. «Забыли», - объяснили устроители. Потом за кулисами предложили взять в подарок оставшуюся картину, но девочки отказались.
Левон Азизян убежден, что членство Братска в Союзе северных городов нецелесообразно. Фестивали там проводятся не на должном уровне, хотя они нужны и полезны, если, конечно, проводить их профессионально. «600 тысяч рублей, которые мы перечисляем Союзу раз в два года, лучше потратить на организацию фестивалей в Братске, тем более что здесь это умеют делать хорошо», - считает заслуженный работник культуры РФ.
Венера ЛИСКИНА