Бересту оживило вдохновение
С изделиями народного промысла, сплетенными
из бересты, - туесами, лукошками и коробами, многим уже доводилось встречаться
и на выставках, и в быту. И все же умельцев, владеющих этим искусством,
осталось немного. Но еще реже встречаются мастера живописи на бересте, и одна
из них - Лариса Дорош, уроженка Молдавии, выпускница Кишиневского
художественного училища, оказавшаяся волею судьбы в сибирском поселке Новая
Игирма.
Отец ее плел из бересты домашнюю утварь и
бытовые предметы. Свою любовь к этому удивительному природному материалу он
передал и дочери. «Уникальность бересты в том, что она прочная, пластичная и не
поддается гниению. К тому же это очень приятный материал. Даже в холодной
комнате береста на ощупь теплая», - делится
гостья из Новой Игирмы.
Поначалу она работала в технике маркетри,
то есть создавала картину, словно собирала пластинчатую мозаику из кусочков
бересты. Но подсыхающие края и отставание материала от основы заставили взяться
за целое полотно. Поскольку рисунок березовой коры не всегда отвечал задумке,
дорабатывала отдельные детали и композиции масляной краской. Постепенно
художник-живописец взял верх над прикладным искусством, и Лариса стала
расписывать маслом всю бересту.
В Выставочном зале представлено 85 ее
полотен. На ударной стене висят две картины, символизирующие становление
художницы. Наверху – первая работа, выполненная в технике маркетри, внизу –
недавнее творение, красочное живописное изображение реки Игирмы,
окольцовывающей гору Любви.
Как рассказала художница, она часто бывает
в лесу. Выезжает на этюды, а то и просто по грибы, по ягоды. У сибирской
природы она и черпает вдохновение.
Ее произведения не требуют ассоциативного
восприятия. Это в основном яркие, одухотворенные пейзажи с тонкими деревцами,
нарядными церквями. При всей простоте сюжета в них присутствует какая-то
сказочность и загадочность. В некоторых работах мастер органично вводит в
рисунок натуральный мох, тактично и деликатно дорабатывая природную красоту
материала масляными красками. Мох на картинах Дорош превращается то в
запорошенные снегом кусты, то в пушистую хвою стройных сосен. «Природный
материал словно кистью вырисован. Живой, объемный. Настоящий эффект «три Д», и
никаких очков не надо. Броско, ярко, замечательно», - отзывается братский
художник Олег Логинов. Уникальную технику коллеги из Новой Игирмы высоко оценил
и другой местный художник Николай Матус: «Работы удивительны, особенно те, где
автор использует фактуру бересты». А какие замечательные цветы на полотнах
Ларисы. Здесь и подснежники, и ромашки, и жарки. И каждый лепесток, каждый
листик излучают тепло и красоту.
Трогательно и с любовью описывая окружающую
природу, игирминская художница создает
настоящие произведения искусства. Ее картины - это своеобразный островок
тишины, куда художник пригласила всех нас, не успевающих замечать красоту под
бременем повседневных забот.
С работами живописца из Новой Игирмы
знакомы не только односельчане, но и жители
Иркутска, Железногорска, Усть-Илимска, где проходили ее выставки. Да и в
нашем городе картины Ларисы появились не впервые - ее 12 панно уже более года
украшают интерьеры главного офиса Сбербанка по улице Ленина,35.
В российское народное творчество Ларисе
удалось «завербовать» и японку Ито Томоко, приехавшую в Новую Игирму четыре
года назад вслед за супругом – представителем фирмы «Тайрику-Трейдинг». Томоко
родилась в Токио, там же окончила колледж резьбы по дереву. В Сибири она
увидела бересту и влюбилась в этот материал. Игирминская художница показала ей
несколько приемов плетения, и старательная ученица увлеклась. Теперь она умело
плетет туеса, маленькие лукошки, короба, корзинки, футляры, игольницы и даже
детские игрушки. Изделия ее аккуратные, элегантные и необычайно мягкие. Более
того, многие из них Ито Томоко украшает старинной вышивкой префектуры Аомори,
переплетая славянские и восточные традиции. Ее работы поражают изяществом и
богатством орнаментов. «Ито очень усидчивая. Вышивает кропотливо, старательно.
Вот у кого можно поучиться трудолюбию», - рассказывает о коллеге Лариса
Дорош.
Работы Томоко и Дорош дополняют друг друга,
создают необыкновенную ауру в Художественном зале. Добрый свет, который исходит
от выставки, будет сиять и обогревать теплом своим посетителей до 26 сентября.
Не пропустите встречу с красотой!
Венера ЛИСКИНА
Фото автора