Очень вредное кино
Впрочем, каждый зритель по-разному воспримет картину. Кто-то посмотрит ее с удовольствием, а кто-то уйдет из зала, не дожидаясь конца. Причем стороны вряд ли вступят в спор, ибо спорить не о чем. Просто тем, кто подсел на «Дом-2» или подпитывается нижепоясными шутками Comedy Club, фильм наверняка понравится. Тем же, кто вырос на книгах Михаила Зощенко и сатире Михаила Жванецкого, воспитан на комедиях Георгия Данелия, Леонида Гайдая и Эльдара Рязанова, удовольствие фильм вряд ли доставит.
По мнению сценаристов Артура Тумасяна и Игоря Харламова, «Самый лучший фильм» выполнил свою задачу – предоставил возможность зрителю на два часа забыть обо всем и вдоволь похохотать. Честно говоря, я не слышала, чтобы зал час сорок заливался смехом. Поначалу раздавались редкие смешки, но к концу фильма и они прекратились.
Сюжет картины тривиален. Молодой человек по имени Вадим (Харламов), приняв хорошую дозу наркоты на собственной свадьбе, попадает в небесную канцелярию и вместе с ее хозяином (Арменом Джигарханяном) перелистывает страницы собственной жизни в поисках добрых поступков, за которые его могли бы вернуть на землю или открыть ворота в рай. Однако в списке ничего хорошего за ним не значится.
Каждое воспоминание снято в рамках видеоклипа, пародирующего тот или иной кинохит.
Для показа службы в армии авторы спародировали фрагменты фильма «9 рота». Взяли за основу пылкий монолог командира (Дмитрия Нагиева) перед строем и оргии с участием Белоснежки. Брань вызвала раздражение (хотя, не сомневаюсь, что некоторые выражения станут крылатыми в молодежной среде), оплеванный новобранец – брезгливость и только Джек Воробей и Мона Лиза вместо Воробья и Джоконды – улыбку. В другом эпизоде - пародии на «Бригаду» - Вадик становится крутым бизнесменом. Кого-то избиение банкира рассмешило. Но нормального человека жестокость в любом ее проявлении скорее возмущает. Даже когда он понимает, что это лишь спецэффекты. Была еще сцена сражения главного героя с попсовой звездой (Павел Воля) в духе «Дневного дозора». Здесь авторы зачем-то увлеклись рекламой продукции секс-шопа. Видимо, резиденты из Comedy Club решили, что публика уже готова «хавать» их жесткий и черный юмор. Надеюсь, они ошибаются.
Можно работать четыре года и сделать картину «Монгол», претендующую на «Оскара», а можно за ту же четырехлетку поставить самый худший фильм. Его даже не спасает игра известных и талантливых актеров - Армена Джигарханяна, Валерия Баринова, Риммы Марковой, Владимира Турчинского и других. Безусловно, Харламов и Мартерасян – талантливые юмористы. Однако, видимо, этого мало для создания качественного пародийного фильма, тем более первого в российском кинематографе.
Как я уже сказала, фильм этот не для всех. Но не для всех были и картины Андрея Тарковского. Только чтобы понять его «Зеркало» или «Сталкер», надо было подняться, дотянуться. В нашем же случае, чтобы оценить, нужно опуститься, причем очень низко. Как известно, цель искусства, в том числе и пародийного, возвышать и воспитывать. Так что же такое нам предложили посмотреть?
Если верить создателям фильма, то они хотели сделать что-то такое, что даст возможность зрителю расслабиться и отдохнуть, развеселить его. Как известно, для решения этой задачи режиссер пользуется комедийным жанром, в котором герои совершают глупые и нелепые поступки. А жанр пародии предполагает смех сквозь слезы, когда смешно, но на самом деле очень грустно. И автор делает это для того, чтобы указать людям на их недостатки. Иными словами пародия от комедии отличается целью воздействия. В данном случае, у авторов проекта весьма серьезные проблемы с целеположением. Если они хотели развеселить и расслабить зрителя, то вряд ли это делается через демонстрацию самых безобразных сторон российского общества. А если они хотели высмеять российский кинематограф, то почему для этого взяли самые лучшие его фильмы? Мало того, что из-за неопределенности с жанрами получилось ни уму, ни сердцу, так ведь и идея сама не нова. Куда более талантливо и куда более смешно это сделали много лет назад в Голливуде, когда сняли «Очень страшное кино» и его продолжение.