Учиться видеть красоту
Расписные фантазии в шелке и хлопке
Впервые идея собственной выставки появилась у Ольги, когда она стала вести курсы батика. Ей захотелось показать всем, что она может и чему может научить. Изначально выставка планировалась в ноябре, но из-за сокращения сроков уменьшилось количество представленных работ. Зато в экспозицию попали самые дорогие для художницы полотна.
На выставке представлены работы разного временного периода, но, конечно, далеко не все. Многие творения уже радуют глаз и украшают различные интерьеры. Иногда Ольга дарит свои работы знакомым на знаменательные события, иногда продает поклонникам своего таланта. Не увидеть на этой выставке и самого большого батика, созданного Ольгой Малуновой. Зато любой горожанин может его увидеть в одном из городских кафе: 25 квадратных метров росписи по ткани – шторы в этом заведении выполнены художницей. Работоспособность Ольги не имеет границ: за неделю она выполнила такой огромный объем работы.
Некоторые представленные полотна разбиты на серии. Но, по утверждению автора, это получается случайно: сначала задумывается одна работа, но когда она готова, внезапно обнаруживается, что эту тему можно раскрыть и иначе, посмотреть на нее под другим углом. В итоге на свет появились триптих, японский дуэт и несколько видений байкальского льда. Бывает и так, что результат не устраивает художницу, и работы летят в корзину. Но чаще Ольга просто откладывает их в долгий ящик, а потом они становятся источником вдохновения для совсем других работ. Так, например, случилось с ее графическими работами в пастельной технике: будучи сначала заброшенными, через несколько лет они стали прообразом серии «Старый деревянный Иркутск».
Кстати, именно коллекция «Старый деревянный Иркутск» - самая родная сердцу автора. Иркутск дорог Ольге Малуновой тем, что в этом городе прошли ее лучшие студенческие годы. В отличие от многих, она вернулась в Братск, но душа по-прежнему тянется в город юности. «Старый деревянный Иркутск» Ольга долго вынашивала, держала в душе, выстрадала и, наконец, смогла воплотить свою ностальгию в росписи.
Другая значимая для Ольги Малуновой серия - «Писаницы Прибайкалья». Откуда у нее страсть к региональному этносу – не знает. Но подобный опыт у Ольги уже был: несколько лет назад она создала коллекцию одежды «Селенга», где в изделиях использовались вышивки в виде писаниц. Коллекция получила специальный приз в Новосибирске. А тема прибайкальского этноса увлекла Ольгу, захотелось ее расширить, воплотить ее в чем-то еще. Спустя годы интерес к истории региона получил свое продолжение в батике. Четыре интереснейшие работы не терпят спешки и поверхностности. Чтобы проникнуться духом писаниц, зрителю потребуется внимание и прозорливость.
Любимая техника Ольги Малуновой – горячий батик. По мнению художницы, холодный батик напоминает разукрашку, а вот горячий – совсем иное дело. Для него применяют только хлопчатобумажные ткани, а узор наносится специальным инструментом - чантингом. Он представляет собой маленькую медную чашечку с носиком, прикрепленную к деревянной или бамбуковой ручке. Чантинг позволяет наносить сложнейший традиционный узор из тонких линий и множества мелких точек. Затем ткань окрашивается последовательно в индиго и коричневый цвет. Эффект росписи достигается благодаря послойному нанесению краски. Это как некий ритуал, он подобен проявлению фотографий, которыми занимались во многих семьях тридцать лет назад. В нем присутствует ожидание, волнение, работа проявляется со временем, и результат может порой оказаться неожиданным. Холодный батик в большей мере используется при нанесении краски на шелк, хотя возможно использовать и другие ткани. При этом роль резерва выполняет специальный материал – густая масса со свойствами резины. Техника холодного батика отличается от горячего температурой резерва, его составом, инструментами для его нанесения, а также стилем росписи. Для росписи по шелку наиболее характерны белые и цветные линии, которые отделяют одно цветовое пространство от другого, все детали рисунка имеют четкую границу и расписываются красками только внутри резервной линии. В результате рисунок приобретает графическую четкость.
Помимо коллекции батика, на выставке Ольги Малуновой представлена коллекция одежды «Витражи», также имеющая отношение к Иркутску. В ее основу лег нереализованный проект витражей для одного из университетов Иркутска. Увидеть эту коллекцию целиком братчане могли на фестивале «Мир красоты», а на выставке у всех есть возможность рассмотреть модели одежды более подробно.
Моделирование одежды и роспись по ткани для Ольги Малуновой одинаково интересны. Все, что связано с текстилем, ее увлекает и вдохновляет. Художница уже вынашивает очередной творческий план: к 8 марта создать новую коллекцию одежды. Возможно, в ней она совместит дизайн одежды и роспись по ткани. В отличие от представленной на выставке коллекции «Витражи», разработанную совместно с воспитанниками школы конструирования одежды Дворца творчества детей и молодежи, новую коллекцию Ольга планирует создать целиком и полностью своими руками.
Русский реализм в сибирском исполнении
«Когда человек переступает сорокалетний рубеж – жизнь только начинается», - уверен братский художник Александр Юрк. История его творческого пути – наглядное тому свидетельство. Начав писать картины только на пятом десятке, Александр Давыдович полон идей и творческих планов. Его новая выставка в художественном выставочном зале – еще один подарок братчанам, неравнодушным к живописи и родному краю.
Александр Юрк – урожденный сибиряк, воспитывался в детдоме. Учился он мало, а вот тетради мальчишки всегда были изрисованы. В тот момент подраставшему Саше повезло – в детдом приехал известный ленинградский художник Борис Туров. Саша Юрк приглянулся мастеру, и он увез паренька с собой на обучение.
Но суждено было случиться так, что жизнь решила испытать Александра. В какой-то момент, не удержавшись на крутой жизненной волне, он оступился, и его подкосил исконно русский недуг. Но тяга к творчеству все же оказалась сильнее тяги к зеленому змию. В один день Александр Давыдович твердо для себя решил: нужно оставить что-то после себя, сделать что-то для людей и для себя, доставить радость. И давняя страсть захватила его с новой силой. Написание картин стало настоящей отдушиной и спасением.
Разные работы занимают у автора разное количество времени. Иногда несколько картин пишутся одновременно. Александр Юрк может возвращаться к полотну несколько раз, что-то добавлять или переделывать. А потом вдруг в один момент работа заканчивается, словно сама собой. Как поистине творческий человек, художник, безусловно, доверяется интуиции. Когда снисходит какое-то решение, словно свыше, Александр Давыдович без сомнения следует ему.
Верный последователь русского реализма, Александр Юрк работает в нескольких жанрах: бытовом, портретном, историческом и пейзажном. В пейзажной живописи главной тенденцией является воспевание красоты русской природы. Его любимые сюжеты – сибирские пейзажи. Особое место в жизни Александра Давыдовича занимает Братск, где он впервые взялся за кисть. Наверное, оттого таким необыкновенным теплом наполнены картины с изображением Ангарской деревни и храма Андрея Рублева. Хотя художник признается, что для него любой сюжет может стать источником вдохновения. Так, например, на новой выставке помимо пейзажных работ представлены натюрморты и два портрета - жены и художника Виктора Бушкова. А экспозиция состоит из 36 работ.
Иногда Александр Давыдович рисует по памяти, но всегда лучше получается работа с натуры. Внимательный зритель, несомненно, почувствует разницу. Картина, выполненная на природе, словно впитывает в себя все ее краски и оттенки, переливы и ароматы. Такая картина сама как живая, и энергетика от нее идет особенная.
Раньше Александр Юрк не баловал своим участием художественный выставочный зал Братска. В 2004 году он принимал участие в групповой выставке «Летний калейдоскоп», год назад выставлялся в Иркутске. А в этом году в честь открытия нового художественного сезона Александр Юрк и Спартак Арбатский открыли совместную выставку, по-братски поделив большой зал. Эта выставка для Александра Давыдовича – предъюбилейная. В следующем году художник справит свой 60-летний юбилей.
Душа дерева в руках мастера
Художник – это состояние души и особое видение мира, с каким бы материалом он ни работал. Дерево, бивень мамонта, металл и камень – все это превращается в настоящие произведения искусства в умелых и заботливых руках Спартака Арбатского. Очередную выставку своих работ знаменитый мастер представил в художественном выставочном зале.
Кто-то видит дерево только с экономической стороны. Но Спартак Арбатский уверен: кроме возможности наживы для человека, у леса есть другая сторона – красота души. А вы когда-нибудь обращали внимание на капы? Их все бросают и обычно вообще не уделяют им внимания. В процессе лесозаготовки они идут в отходы. И на самом деле, капы – это болезненные наросты на деревьях. Они могут появиться на любом дереве. Вроде бы, что особенного? Но в разрезе они напоминают мрамор. Большинство людей ими не интересуются: а что это у этого капа внутри? Рисунок волокон капа очень красив, особенно у тех пород деревьев, которые имеют полосатую текстуру. Но эту красоту древесной души нужно увидеть, найти, вытянуть оттуда, тогда ее можно показать миру. Спартак Арбатский сокрушается, что обычно наши люди воспринимают капы как бросовый материал. В то время как иностранцы специально закупают кап, морят, обрабатывают его и делают прекраснейшие вещи, изделия и даже мебель.
В России только самодеятельные художники смогли показать красоту дерева, внутренне состояние природы. Цель всей работы Спартака Арбатского и нынешней выставки – показать всему миру, что наше сибирское дерево – это не только доски, заборы и ... гробы, но и красота, которая радует людей и дает возможность быть человеку не только жадным до денег, но и богатым духовно. И наше сибирское дерево ничуть не хуже тех пород деревьев, которые не растут в нашей полосе – граба, красного дерева. Все дерево любимо Спартаком Арбатским. Капы для него все хорошие и интересные. Какой-то может быть более красивым, какой-то – более твердым и сложным в обработке, но все они – неиссякаемый источник вдохновения. Но чтобы создавать такие шкатулки, браслеты и просто элементы декора, нужно любить природу, тайгу, дерево. А еще – иметь кладезь терпения. Ведь такая работа связана не только с творчеством, но и с поиском. Бродить по лесу в поисках материала – это одно, сидеть за столом и творить – совсем другое. Необходимо объединить эти элементы, а их порой связывают годы – столько может длиться период от начала до окончания обработки капа. Но на выставке можно убедиться, что результат способен превзойти все ожидания, ведь недаром, благодаря своим уникальным качествам и необыкновенной теплоте восприятия, кап высоко ценится во всем мире. Сократить эти сроки нельзя даже при помощи современных технологий из-за негативного влияния на цвет и природные свойства материала. Все эти особенности капа обуславливают его уникальность, высокую ценность и оригинальность, делая его настоящей экзотикой и символом древних обычаев в современном мире.
Спартак Арбатский – настоящий хранитель традиций. Занимается декоративно-прикладным искусством Спартак Михайлович уже 40 лет. Он хорошо помнит, как все начиналось. В Братске страсть к охоте свела его с единомышленниками, оказавшимися художниками. Они вместе ходили в тайгу, и художники-охотники собирали капы, коряги и использовали их без обработки в качестве элементов интерьера. Однажды молодой Спартак Арбатский возмутился: «Что вы их тут понаставили? Я в них такие хорошие вещи вижу». Друзья с готовностью отдали свои коряги. С тех пор «древесный художник» стал носить из леса не только рябчиков и глухарей, но и корни и капы. Одна из тех ранних работ до сих пор хранится и даже представлена на этой выставке. «Чертов перекур» - новое воплощение той самой коряги, что когда-то натолкнула Спартака Михайловича заняться декоративно-прикладным искусством.
И сейчас Спартак Арбатский способен подолгу ходить по лесу в поисках наития. Сначала он видит материал, а потом создается образ. Хотя идея может быть, но под нее специально художник материал не ищет. Например, была у него идея вазы, но четкого образа не было. А когда он увидел здоровенный, практически необъятный кап, понял – вот она, будущая ваза, которую он представит на выставке и заполнит фруктами, чтобы попотчевать всех гостей.
Спартак Михайлович говорит о себе, что стоит с краю природы. Он не лезет в душу природе, но облачает ее в одеяние образа, раскрывает ее для других, пропагандирует ее. В этом году Арбатский получил звание «народный мастер Иркутской области». Неоднократно и много лет он подтверждал это звание. Количество конкурсов, где он участвовал и становился лауреатом, дипломантом – огромно. Но творческий огонь в нем не угасает, ведь цель – научить видеть красоту – еще не достигнута?