В городе побывала благодатная икона
Предыстория
Святитель Николай жил в IV веке в Малой Азии. Служить Богу начал еще в юности под руководством своего дяди-епископа и вскоре стал священником, позже – епископом в Ликийском городе Миры (поэтому и называется обычно Мирликийским). Совершил много чудес уже при жизни, за что и получил второе имя – Чудотворец. В России его также часто именуют Николаем Угодником – то есть угодившим Богу своей праведностью. «Некто богатый городской житель, имевший трех взрослых дочерей, впал в крайнюю нищету и для своего обеспечения замышлял отдать их в беззаконный брак. Узнав об этом, св. Николай спас его, помог устроить дочерей, три раза тайно бросая в окно по кошельку золота», - повествует житие святого. Все наследство, доставшееся ему от родителей, он раздал нуждающимся. Умер в глубокой старости. В XI веке во время нашествия турок, спасая от поругания, мощи Чудотворца перенесли в город Бари (Италия), где они хранятся и поныне, постоянно источая миро.
Явление образа
Почитают Николая Чудотворца и православные, и католики – достаточно сказать, что он и есть Санта (то есть святой) Клаус. Во всем мире множество храмов освящены в его честь, в том числе его имя носит храм Вихоревки и один из пределов строящегося храма в центре Братска. Иконы св. Николая можно увидеть, пожалуй, в каждой церкви. Но та, что была привезена накануне монахинями Батуринского Николо-Крупицкого женского монастыря (Украина) – особенная.
По преданию, точно такой же образ был обнаружен шесть столетий назад в лесу на болоте. Икона была признана явленной, т.е. нерукотворной. На этом месте поставили церковь, которая со временем превратилась в монастырь, названный, конечно, Свято-Николаевским. А Крупицким его стали называть после еще одного удивительного события. Во время длительной осады татаро-монголами жителям монастыря, которые должны были умереть голодной смертью, по их молитвам ко св. Николаю была послана манна небесная. Надо полагать, такая же, как и та, что 40 лет каждое утро получали с небес евреи, водимые по пустыне Моисеем.
Как считает нынешняя настоятельница монастыря игуменья Дорофея, до наших времен дошел скорее всего список (точная копия) той иконы. Ее способность исцелять заметили несколько лет назад, но поначалу особого внимания этому не предали – не зря же Николай назван Чудотворцем. Массовые исцеления начались в Липецке, куда икону привезли на несколько дней. А затем, когда число выздоровевших от слепоты, язвы, гангрены и рака перевалило за сотню, посыпались приглашения от других епархий.
Маршруты
За несколько лет монахини провезли образ по всей Украине, Молдавии, Белоруссии, были в Москве, на Урале. К нам они приехали с Дальнего Востока. Такой мобильности, скорее всего не было бы, будь у монастыря другое географическое расположение. Стоящий на берегу Сейма, он из-за разлива реки каждый год на четыре месяца оказывается на острове, отрезанном от большой земли. Да и в остальное время добираться к нему приходится по понтонам. Поэтому наладить паломничество очень трудно. Пожертвования, собранные во время поездок по епархиям, идут на восстановление монастырского собора, который разрушали трижды: воины Батыя, солдаты Петра (за предательство Мазепы) и большевики. Последние постарались особо: собор был разобран на кирпичи до самого фундамента, углубленного на четыре метра.
Братская встреча
Прибытие иконы и частиц мощей св.Николая в наши края без преувеличения стало ярким духовным событием. Тысячи горожан, никогда раньше не бывавших в храме или приходивших «поставить свечки» по большим праздникам, шли и терпеливо стояли в очереди. В центральной части Братска она выстроилась еще в обед и закончилась лишь во втором часу ночи. Больных родственников привозили на колясках и приносили на руках, воспитатели одного детсада, по своей инициативе изменив маршрут прогулки, привели всех подготовишек. Молились у иконы каждый о своем: кто о здоровье, кто о разрешении забот, кто о благополучии для детей и внуков. Получат ли все, что просили?
- Все по вере человеку дается, - говорит иерей храма Андрея Рублева Александр Немеров. – Любое событие со временем принесет свой плод. Это как зерно, которое бросили в землю: сразу ничего не увидишь. Зерно умирает, и лишь затем вырастает колос или дерево. В сердцах тысяч людей, пришедших поклониться мощам Николая Чудотворца, Господь посеял зерно своей благодати. И наше дело - душу свою вспахать, чтобы суметь принять эту благодать.
- Мы заметили, что около 70% исцелений приходится на тех людей, которые, придя к нашей иконе, впервые переступили порог храма, - говорит игуменья Дорофея. – На каждого из нас есть промышленье Божье. И исцеления происходят не просто так. Одни свою дорогу к Богу уже нашли, идут по ней, и Господь исцеляет их, чтобы укрепить в вере. У других же душа готова, но нет ситуации, чтобы к вере прийти. И Святой Николай взирает именно на таких людей.
В ожидании чуда
Способность икон к чудотворению не имеет однозначного объяснения. Икону можно назвать окном в духовный мир, но точно не идолом или амулетом, обладающим какой-то сверхъестественной силой. Иногда чудотворность объясняют возрастом образа, его «намоленностью». «Наша икона – это, скорее всего, момент сегодняшней жизни, - считает игуменья Дорофея. – Никто не может сказать, почему и в какой период происходит чудотворение. Известно много икон, которые были чудотворными двести и сто лет назад, а сейчас потока массовых исцелений от них нет».
Благочинный Братского округа протоиерей Павел Глазунов своим прихожанам напоминал, что человек в церкви молится не иконам, а вместе с иконами, помогающими сосредоточиться, и обращается к первообразу, то есть к изображенному на ней Всевышнему или святому. И, значит, нет особой разницы, у какой иконы ты стоишь: чудотворной или «обычной». «Эту тему я всегда сравниваю с проводимостью, - говорит отец Павел. – По обычной железке ток идет с одной скоростью, по меди – быстрее, по золоту или платине – моментально. И здесь икона – лишь проводник благодати Божьей. Важно не забывать об источнике, от которого идет ток (если продолжать аналогию с электричеством) и не обожествлять сам ток, забывая, что он генерируется на вполне определенной электростанции. Мы должны помнить, что все исходит от Бога, а Святой Николай и его икона являются только передатчиками Божьей благодати».
Марина Андрейчикова